Санкт-Петербург, Зал Стравинского

Бах. «Крестьянская кантата»


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Рассказчик – Илья Шакунов

Анастасия Калагина
Дарья Росицкая
Антон Перминов

Оксана Клевцова (клавесин)


В ПРОГРАММЕ:
Иоганн Себастьян Бах
«Крестьянская кантата»

Полная программа концерта будет опубликована позднее


Ответственный концертмейстер – Оксана Клевцова


30 августа 1742 года в рыцарском поместье Кляйнцшохер близ Лейпцига собрались многочисленные гости. Свой тридцать шестой день рождения праздновал Карл Генрих фон Дискау – камергер курфюрста Саксонского. Размах праздника соответствовал высокому чину виновника торжества, который одновременно отмечал вступление в новую должность: поместья Кляйнцшохер, Кнаутхайн и Коспуден переходили под его управление. Культурная программа вечера включала в себя концерт, где была исполнена специально сочиненная «бурлескная кантата».
Идея этого музыкального подарка принадлежит Кристиану Фридриху Хенрици, известному под псевдонимом Пикандер. В историю музыки Пикандер вошел прежде всего как либреттист Баха, но главным родом его деятельности было не литературное творчество, а взимание податей. Налоговик Хенрици находился в прямом подчинении у Дискау. Произведения «на случай» Пикандер писал регулярно, позволяя себе при этом весьма смелые и откровенные высказывания. Когда поэт поделился своей идеей с Бахом, мастер с удовольствием включился в работу над кантатой, за которой позднее закрепилось название «Крестьянская».
Хотя сюжет кантаты незамысловат, понять ее текст непросто. Обилие диалектизмов выдает в персонажах саксонских сельских жителей; он и она заигрывают друг с другом и попутно перемывают косточки начальству и соседям. Многое в диалогах безымянного Крестьянина и девицы Мики (русский аналог – Маруся) написано в расчете на «своих», на тех, кто улавливает подтекст и может угадать, кому адресованы колкости, летящие со сцены. Так, упомянутый в дуэте сопрано и баса (№ 2) сердитый пастор – это конкретное духовное лицо, Иоганн Готтлоб Эрлеманн, пожилой местный священник. Во время жалоб Крестьянина на сборщика налогов – «сущего дьявола», который наказывает за сунутый в воду палец (№ 5), – гости наверняка оглядывались на налогового прокурора Иоганна Вильгельма Мюллера, известного своими штрафами. «Палец в холодной воде» упомянут неспроста: исследователи видят здесь намек на ужесточение рыболовного законодательства. Крестьяне ворчат на всех – кроме, разумеется, самого камергера и его жены, «набожной, хозяйственной, аккуратной». Благодарные селяне желают госпоже «родить множество пригожих сыновей» (ария сопрано, № 18). Фридерика Августа Рудольфина фон Дискау была матерью пятерых дочерей, и супруги мечтали о наследнике. Господин Людвиг в речитативе баса (№ 23) – это адвокат Готлиб Кристоф Людвиг, служивший у Дискау юристом-консультантом.
Музыка кантаты тоже полна разнообразных аллюзий. Увертюра представляет собой коллаж из танцевальных эпизодов-картинок, которые сменяют друг друга без всяких переходных разделов – так, как играл бы любительский деревенский ансамбль. Жанровые ритмы остаются главным стержнем всей композиции. Ария сопрано Unser lieber Kammerherr («Наш прекрасный, любимый камергер», № 8) – это фолья, трехдольный испанский танец. Ария баса Fünfzig Taler bares Geld («Спустить подчистую пятьдесят талеров», № 12) написана в горделивом ритме полонеза. Когда Мики миндальничает, пророча своей деревне райскую жизнь (Kleinzschocher müsse so zart und süße wie lauter Mandelbäume sein – «Кляйнцшохер станет сладостным, как чистый миндаль», № 14), Бах использует ритм менуэта и украшает арию легкими флейтовыми узорами. Девушка явно бывает в городе и умеет быть галантной! Городскому стилю противопоставлен мужиковатый деревенский – в пении Крестьянина. Его ария Es nehme zehntausend Dukaten («Пусть камергер получает по десять тысяч дукатов», № 16) написана на мотив популярной в то время охотничьей песенки, отсюда – валторна в ансамбле. Наконец, пара отправляется в таверну, где «гудит волынка» – ее звучание Бах имитирует в финальном номере.
Крестьянская кантата – последняя из датированных кантат Баха. В том же 1742 году композитор приступил к созданию «Искусства фуги». Одним и тем же пером написаны и грандиозная энциклопедия полифонии, и веселый музыкальный капустник. Пребывание на духовно-интеллектуальных высотах не мешало Баху воспевать простые земные радости: ласки деревенской красавицы, полные карманы денег и бутылочку хорошего вина. Христина Батюшина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход