Санкт-Петербург, Зал Прокофьева

Айога

ПРЕМЬЕРА


опера Рустама Сагдиева

Исполнители

Исполняют солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра

Мировая премьера: 1 марта 2025 года, Мариинский театр

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка и либретто Рустама Сагдиева
Либретто композитора по мотивам нанайского и русского фольклора

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Режиссер – Кристина Ларина
Художник по сценическому оформлению – Алина Гуттенхефер
Художник по свету – Егор Карташов

Краткое содержание

Ранним утром у Колдуньего двора собрались соседи, чтобы попросить кто о чем. Колдунья раздает забавные советы и делится с соседями – обычными, на первый взгляд, вещами, однако люди с благодарностью принимают такую помощь. Появляется прекрасная Айога, все воспевают ее необыкновенную красоту. Айога, в свою очередь, смеется над наивными соседями, доверяющими Колдунье, и высокомерно разыгрывает всех. Девочка хвалится собственной красотой, раздосадованные соседи расходятся по делам, уходит и Айога. Оскорбленная Колдунья изрекает зловещее пророчество относительно девочки.

Тем временем в доме Айоги ее мать и младшая сестренка Кэкэчен собрались у очага: они готовят пирог, напевая веселую «волшебную» песенку. Пришедшей Айоге мать дает задание по хозяйству, но та отказывается его выполнять. В наказание девочка остается без ужина; разгневанная, она кричит на родню и выбегает из дому. Все громче звучит колдовской бубен. Остановившись, Айога понимает, что на бегу превратилась в гусыню. Колдунья торжествует.

Темнеет, начинает падать первый снег, постепенно переходя в настоящий снегопад. Собираются птицы и поют о том, что впереди их ждет путешествие в теплые края или тяжелая зимовка. О том, что же из этого лучше, спорят Кукушка и Синица. Подружки замечают Айогу и говорят, что той нужно найти свою стаю, поскольку пришла зима. Однако прежде они зовут гусыню послушать Соловья, утверждая, что такой красоты нигде не сыщешь. Айога заинтересована, но увидев Соловья – только смеется: неказистая серая птичка не может быть образцом прекрасного.

Соловей начинает петь о красоте природы, добрых слов и душевного тепла, Синица и Кукушка восторженно подпевают, и даже Айога впервые начинает сомневаться в преимуществе внешней красоты перед внутренней. Появляется Лебедь и зовет всех собираться в теплые края. Айога потрясена красотой этой величественной птицы и просится в лебединую стаю, но Лебедь отказывает, кичась собственной красотой и обижая Айогу почти теми же словами, произнося которые она когда-то насмехалась над соседями.

Синица и Кукушка отводят расстроенную Айогу к Сове, та должна помочь гусыне найти свою стаю. Птицы предостерегают: нельзя смотреть Сове в глаза. Сова объясняет Айоге, что той необходимо немедленно улетать на юг, а о возвращении в человеческое обличье стоит забыть. В нарушение запрета Айога поднимает глаза и видит перед собой Колдунью!

Дом Айоги. Мать и Кэкэчен принимают Колдунью в качестве гостьи и просят ее указать, куда пропала Айога; они предлагают угощения, ценности и даже свою свободу в обмен на помощь. Айога наблюдает за этим всем через окно и бессильно злится, ведь родственники не узнают ее: для них она лишь странная гусыня, повторяющая «Га, га, га». В отчаянии Айога раскаивается в своих дурных поступках и словах, незаметно для себя превращаясь обратно в человека. Колдунья объявляет родственникам девочки, что та стоит на пороге дома; волшебница отказывается от всех предложенных даров и с радостью наблюдает за воссоединением семьи и преображением Айоги. Появляются все герои оперы и поют заключительный гимн красоте и доброте.



Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)