Продолжительность спектакля 1 час
Спектакль идет без антракта
Среди «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», созданных Пушкиным осенью 1830 года, «Станционному смотрителю» была уготована особая роль в русской литературе. Как будто наследуя сентиментальной «Бедной Лизе» Карамзина, пушкинская повесть впервые заговорила о «маленьком человеке».
И Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели», и Макар Девушкин из романа Достоевского «Бедные люди» – одного «сословия», одной судьбы с несчастным героем «Станционного смотрителя» Самсоном Выриным. Макар Девушкин, потрясенный сюжетом повести Пушкина, восклицает: «Да и сколько между нами-то ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных». В наши дни в деревне Выра под Петербургом был открыт музей «Дом станционного смотрителя». Это не столько дань литературному персонажу, сколько памятник времени – со всеми его приметами, бытовыми и «надмирными». Последнее слово, впрочем, мало подходит к миру «бедных людей» – здесь не философствуют, не спорят о «нравственном законе, который внутри нас», а просто взывают к совести и к состраданию.
Опера Александра Смелкова «Станционный смотритель» написана в 1998 году. Взявшись за мелодраматический сюжет, композитор не прельстился уловками постмодернизма, позволяющего над всем иронизировать, от всего «отстраняться», на все глядеть с плохо скрываемым снобизмом. Попросту говоря, не стал писать даже добродушную пародию на жанр. Напротив, вместе с автором либретто Альбиной Шульгиной он усилил мелодраматизм повествования. И очень точно определил жанр произведения – «опера-романс». Уже в первой песне Дуни «Окропила туча синяя крапиву у крыльца, осрамила дочь красивая почтенного отца…» слышны интонации «жестокого романса». Это и зачин оперы, и краткий пересказ пушкинской повести, хорошо знакомой русскому читателю.
Пытаясь вжиться в далекое время, Смелков не прибегает к стилизации. Для того чтобы проникнуть в эпоху, довольно было бы нацепить маску, переодеться в костюмы двухвековой давности. А для того чтобы проникнуться духом эпохи, надо не платье чужое натянуть, а, что называется, в шкуру влезть, пристально вглядевшись в своих героев. И вы слышите это в музыке оперы – и в легкомысленном романсе Минского «Любовь дорожная», и в предвещающем беду трио «Уж колокол звонит…», и в горестном плаче Самсона Вырина: «Ах, Дуня, Дуня! Что за девка была!», и в «Большом блестящем полонезе», открывающем сцены в Петербурге, и в «Разбитом полонезе», предвещающем печальный финал.
Для постановки «Станционного смотрителя» на сцене Концертного зала Мариинского театра (27 апреля 2011 года) композитор инструментовал оперу для симфонического оркестра (взяв за образец «Вальс-фантазию» Глинки как блестящее музыкальное отображение эпохи). Но камерной опере для трех исполнителей более приличествует и отвечает самой природе жанра сопровождение инструментального трио – скрипки, кларнета и фортепиано. В изначальной авторской версии оперу уже исполняли более десяти лет назад солисты Академии молодых певцов Мариинского театра. Сегодня опера будет представлена «академистами» нового поколения. Иосиф Райскин
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)