Премьера: 16 ноября 2016 года
Продолжительность спектакля 1 час 10 минут
Спектакль идет без антракта
Григорий Фрид (1915–2012) написал всего две оперы, оба раза использовав документальные тексты и предусмотрев единственную вокальную партию. Названия говорят за себя: «Дневник Анны Франк» (1969) и «Письма Ван Гога» (1975). Для композитора обращение к эпистолярию художника-постимпрессиониста имело особый, почти ритуальный характер: Фрид был профессиональным живописцем, создал около 40 полотен, а в позднем возрасте начал и писательскую карьеру. «Здесь я главным считал даже не музыку, а то, что мне удалось в либретто сохранить оригинальный текст. Наверное, тут сыграла роль моя любовь к документам», – признавался автор оперы. Из 700 писем он с ювелирным мастерством скомпоновал либретто, состоящее из 20 эпизодов.
В оригинале опера написана для лирического баритона, кларнета, фортепиано, струнного квартета и двух групп ударных. Прологом и эпилогом служит прорастающая вверх через четыре октавы мелодия – неустойчивая, данная в сдержанном движении. Она напоминает колыбельную, но навеваемый ею сон беспокоен. Точнее, сумрачные по колориту «Письма Ван Гога» – это музыка бессонницы, а колыбельная, как в «Поцелуе феи» Стравинского, принадлежит Стране вне времени и пространства.
Музыкальное время и место оперы неясно и неподвижно. Трудно сказать, адресует ли художник письма брату Тео – или самому Богу, поет ли он о происшедшем только что – или называемые им обстоятельства времени и места (Антверпен, Арль, лечебница доктора Рея, монастырь Сен-Поль) уже не имеют значения и служат лишь рамкой для глубоких философских обобщений.
«Письма Ван Гога» строятся на одновременном действии движения – неподвижности, спокойствия – тревоги, жесткости – лиризма. Внутреннее напряжение сохраняется все 75 минут: даже когда герой сообщает, что ему очень хорошо, аккомпанемент ставит его слова под сомнение. Ткань многих номеров прошивают сурово-насмешливые ostinati, в них прорывается стихия шостаковических скерцо (Едоки картофеля, Арль, Человек с отрезанным ухом). На другой чаше весов – сосредоточенные инструментальные интерлюдии, трепетная ночная лирика с перезвоном сказочных колокольчиков, медленный часовой ход (В мастерской, Скорбная музыка). Часы «Писем Ван Гога» отсчитывают время уже не бытовое, но космическое.
В опере о безумце, отрезавшем себе ухо (как чаще всего и представляют Ван Гога), не стоит ждать взрывов сумасшествия, горения открытого пламени. Душевные бури героя сдерживаются, вокальная партия по большей части написана в смягченной, кантиленной манере. Лишь иногда в аккомпанементе прорываются наружу жесткие, по-авангардному изломанные созвучия, а голос совершает запредельно высокие скачки. Длительный монолог-исповедь, лишенный ярких театральных эффектов, требует крайней собранности от певца и от слушателей.
Возможно, поэтому к «Письмам Ван Гога» подступаются немногие вокалисты. Первым из них был Сергей Яковенко – его исполнение записано на пластинке фирмы «Мелодия» в 1986 году (дирижер Марк Эрмлер). Спустя шесть лет оперу поставили на Новосибирском телевидении, допустив ряд купюр (солист Владимир Урбанович, фильм доступен в Сети). В 2009-м в петербургском Эрмитажном театре сценическую версию представили художник Александр Малышев, баритон Павел Напалков, eNsemble Pro Arte и дирижер Алексис Сориано, нашедший партитуру оперы в родном Мадриде и пожелавший исполнить ее в России, чему 94-летний композитор, считавший «Ван Гога» уже никому не интересным, был крайне удивлен. Богдан Королёк
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)