Приключения Кинтаро

опера Рустама Сагдиева

Премьера – 18 февраля 2018 года


Продолжительность спектакля 55 минут
Спектакль идет без антракта

Возрастная категория: 6+

Авторы и постановщики

Музыка и либретто Рустама Сагдиева
Либретто композитора по мотивам японского фольклора

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Режиссер-постановщик – Дмитрий Отяковский
Художник-постановщик и художник по костюмам – Ольга Коваленко
Художник по видео – Александр Гаврилов
Художник по свету – Егор Карташов

Краткое содержание

Часть первая. Вода. В предрассветных сумерках по волшебной реке Сандзу плывет в лодке юноша Кинтаро. Он бодро гребет веслом и напевает веселую песенку. Лодку окружают рыбки, среди которых могучий Карп, известный в Японии как символ мужества. Кинтаро запевает хвалебную балладу «О храбром Карпе» и, приманив его ближе, набрасывает веревку, пытаясь вытянуть гигантскую рыбу из воды. Но Карп не поддается и увлекает лодку с юношей в волшебную страну.

Часть вторая. Воздух. В хижине на берегу реки Сандзу живет Ноппэрапон – ведьма без лица. Однажды она завлекла к себе девушку Садзаки, превратила ее в маленькую птичку и посадила в клетку. В надежде на еду и ночлег к хижине подходит Кинтаро. Ноппэрапон готова помочь, но сначала просит ответить, считает ли он ее красивой. Ведьма предстает перед Кинтаро в своем ужасном обличье, и юноша, испугавшись, убегает.
Он попадает к кошкам-оборотням, которые в это время готовят баню. Кинтаро рассказывает им свою историю и просит позволить ему вымыться и поесть. Кошки охотно приглашают его, но юноша понимает, что, задержавшись у них, он сам может превратиться в кота. Герой снова пускается в бегство, а кошки преследуют его до самой хижины Ноппэрапон. На свою беду, ведьма в этот момент выходит из дома, и кошки-оборотни набрасываются на нее. Ноппэрапон спасается бегством.
Кинтаро осторожно возвращается к хижине, обнаруживает клетку с птичкой и решает ее отпустить. Злые чары рассеиваются – перед ним предстает Садзаки. В благодарность за спасение девушка предлагает Кинтаро свое любящее сердце. Однако герой отвергает ее: впереди ждут подвиги, от которых он не хочет отказываться. На прощание Садзаки дарит юноше деревянный гребень: если однажды он передумает и захочет ее увидеть, то ему нужно будет отнести этот гребень на гору Фудзи.

Часть третья. Земля. Перед тем как отправиться в путь, Кинтаро хочет подкрепиться. Но ему не удается найти ничего, кроме одной большой горошины, да и та укатывается в подвал. Спустившись за ней, юноша оказывается в подземном царстве и встречает Дзидзо-саму – каменного великана, который покровительствует путникам. Дзидзо уже съел горошину, а взамен рассказывает Кинтаро секрет: дальше по дороге за красными занавесками черти играют в кости; если сыграть на дудочке по-пастушьи, они решат, что наступило утро, и разойдутся. Смельчак сможет забрать все их сокровища, однако ни в коем случае не должен трогать волшебный молоток.

Часть четвертая. Огонь. Кинтаро следует советам великана, но, услышав песню чертей про молоток, исполняющий желания, решается взять и его. Как только молоток оказывается в руках у смельчака, против него восстают все силы преисподней.
С помощью молотка юноша вызывает водного дракона Суйдзина, в которого превратился тот самый Карп, что привел его в эту волшебную страну. Дракон поднимает ужаснейший шторм, и все исчезает во тьме.

Эпилог. Вода. Закат на реке Сандзу. В лодке дремлет Кинтаро. Он предполагает, что все случившееся было лишь сном, однако очень сожалеет о том, как поступил с Садзаки, и раскаивается в своих словах. Юноша находит в лодке деревянный гребень и, воодушевленный этим, отправляется к горе Фудзи, надеясь отнести подарок девушки в храм и вернуть любовь.

«Приключения Кинтаро» – вторая опера молодого петербургского композитора Рустама Сагдиева. Его первым произведением в этом жанре стала «Репка», представленная в Зале Прокофьева (Мариинский-2) в 2016 году. Как и предыдущая работа, опера «Приключения Кинтаро» посвящена Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, солистом которой Сагдиев является с 2011 года, и ее руководителю Ларисе Гергиевой.

Музыка и либретто, написанное самим композитором, основаны на разнообразных темах и образах японского сказочного фольклора. Среди инструментов, использованных автором, – блокфлейта, металлофон, тамтам и бубен. Повествование условно разделено на несколько частей, озаглавленных по названиям природных стихий. Каждая часть имеет определенную цветовую гамму и музыкальный стиль, что позволяет обозначить сказку как «цветомузыкальную».

Постановку оперы на сцене Зала Прокофьева осуществил Дмитрий Отяковский, победитель конкурса молодых оперных режиссеров, проходившего в Мариинском театре в 2016 году. «Приключения Кинтаро» – его режиссерский дебют в Мариинке. Однако в творческом багаже Отяковского уже имеется несколько опер, поставленных на разных площадках города. Среди них «Бастьен и Бастьенна» Моцарта, «Вольный стрелок» Вебера, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова и другие.

Калейдоскопическая смена традиционных японских фантастических существ и героев, представленных в «Приключениях Кинтаро», сочетается с поучительной историей о любви как величайшей ценности, которую главный герой чуть не упустил, отправившись на поиск подвигов. Ольга Вокина


Опера посвящается Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и ее руководителю Ларисе Гергиевой

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)