Василиса

опера Рустама Сагдиева

Премьера: 29 марта 2025 года, Мариинский театр


Продолжительность спектакля 50 минут
Спектакль идет без антракта

Возрастная категория: 6+

Авторы и постановщики

Музыка Рустама Сагдиева
Либретто композитора по мотивам русского фольклора

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Режиссер – Кристина Ларина
Художник по сценическому оформлению – Алина Гуттенхефер
Художник по свету – Егор Карташов

Краткое содержание

На поляне среди темного леса Василиса присела на пень отдохнуть. Она достала из узелка краюшку хлеба и тряпичную куколку, утешая себя от лица игрушки. Куколка да медная брошка – вот всё, что осталось девушке на память от матушки. Теперь же Василиса живет с мачехой и ее злыми дочерьми, которые среди ночи отправили девушку достать огня у соседей, чтобы разжечь погасший очаг. Кругом темнота, все соседи спят… значит, огня можно достать только у Бабы-яги.
Василиса вспоминает о своем женихе Иване-королевиче, который скоро должен забрать ее из злосчастного дома. Эти мысли вселяют в нее надежду и решимость победить все невзгоды. Приговаривая «я ли не Премудрая, я ли не Прекрасная…», девушка отважно отправляется в лес к Бабе-яге.
Тем временем Баба-яга в своей избушке наводит порядок и собирается лететь по разным колдовским делам, среди которых – заглянуть на чай к Кощею. Сама она почти ничего не делает, всё за нее выполняют Три Руки: Белая, Черная и Красная. Кот-баюн и Певчий Дрозд, пленники колдуньи, вынуждены ее развлекать песнями и танцами.
Вдруг Яга чует приближение человека – это Василиса пришла просить огня; зловещими словами колдунья приказывает Трем Рукам привести девушку. Баба-яга обещает дать ей огня для очага, когда вернется от Кощея, но при условии, что вся работа по дому будет выполнена. Василиса соглашается. Три Руки помогают ей и приносят со двора всё необходимое, но саму девушку наружу не пускают. Утомившись, Василиса присаживается у печки и гладит Кота-баюна; девушка замечает, какой он неухоженный, и расчесывает его гребнем.
Предмет оказывается волшебным, и Кот спешит сообщить Василисе, что расчесавшись темной стороной гребня – всё забываешь, а расчесавшись светлой, напротив, вспоминаешь забытое. Прислушавшись к предостережениям Кота-баюна, Василиса понимает, что Баба-яга ее так просто не отпустит; предложив в благодарность мамину брошку, девушка просит Певчего Дрозда отнести весточку Ивану-королевичу. Дрозд соглашается и покидает избу.
Темный лес. Иван-королевич разыскивает свою невесту. Его проводник Певчий Дрозд дает юноше подробные указания и улетает, напоследок обещая задержать Бабу-ягу, насколько это возможно. Вдруг Королевич слышит таинственные голоса, раздающиеся всё ближе и ближе. Это Калинушка, Малинушка и Рябинушка причитают: «Не срывай наши спелы ягодки, не ломай наши тонки веточки, а полей наши малы кронушки… мы тебе службу сослужим». Иван-королевич, хотя устал и проголодался с дороги, выполняет их просьбу, за что те рассказывают ему тайну: Три Руки – это на самом деле богатыри Ясная Заря, Белый День и Тёмна Ночь, которые против своей воли служат лесной колдунье. Герою предстоит вступить с ними в неравный бой, потерпеть поражение, а оказавшись в злополучной избе, объявить соперникам забытую ими правду, тогда власть Бабы-яги разрушится.
Иван-королевич выполняет всё, что было ему предначертано. Свободные от власти Бабы-яги богатыри отправляются на небосвод, чтобы восстановить нарушенный порядок смены дня и ночи. Колдунья повержена и огорчена до глубины души. Василиса жалеет Ягу и, утешая, расчесывает ей волосы светлой стороной гребня, благодаря чему та вспоминает, что раньше творила хорошие дела, но забыла об этом. Баба-яга превращается в добрую лесную волшебницу, примиряется со своими бывшими пленниками и дает Василисе обещанный огонь для очага. Герои вместе прославляют красоту, доброту и гармонию в мире.

«Василиса» – опера Рустама Сагдиева на собственное либретто, созданная эксклюзивно для Академии молодых оперных певцов Мариинского театра по мотивам русского сказочного фольклора. В основу сюжета легла сказка «Василиса Прекрасная», а также фольклорный материал из сборника выдающегося исследователя славянской культуры Александра Николаевича Афанасьева.
В центре повествования – красавица Василиса, которой предстоит силой труда и добродетели спастись от козней Бабы-яги и вместе с Иваном-королевичем победить темные силы. Среди других персонажей – Кот-баюн, волшебный Певчий Дрозд, заколдованные богатыри (Тёмна Ночь, Ясная Заря и Белый День), а также одушевленные силы природы в лице Калинушки, Малинушки и Рябинушки.
Музыкальная составляющая спектакля основана на русских народных песнях и инструментальных наигрышах, оформленных в традиционную оперную партитуру, включающую в себя голоса певцов, а также рояль, национальные ударные инструменты и балалайку.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)