9 февраля, в день рождения заслуженного артиста России Владимира Шклярова, на исторической сцене Мариинского состоится вечер, посвященный памяти блистательного премьера. В событии примут участие звезды балета Мариинского и Большого театров. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Арсений Шупляков
9 февраля, в день рождения заслуженного артиста России Владимира Шклярова, на исторической сцене Мариинского состоится вечер, посвященный памяти блистательного премьера. В событии примут участие звезды балета Мариинского и Большого театров. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Арсений Шупляков.
Для многочисленных поклонников выдающегося артиста, которые не смогут присутствовать на вечере, в официальном сообществе Мариинского театра ВКонтакте и на сайте mariinsky.tv пройдет прямая трансляция «Магии Владимира Шклярова».
В программе:
III акт балета «Спящая красавица» Петра Чайковского. Хореография Мариуса Петипа (реконструкция спектакля 1890 года), постановка Сергея Вихарева. Главные партии исполнят Рената Шакирова и Филипп Стёпин.
Гала-программа при участии солистов балета Мариинского и Большого театров. В программу отделения вошли хореографические шедевры разных лет, отражающие магию перевоплощений Владимира Шклярова – партии, в которых он блистал как солист. Близкие коллеги разных поколений будут задавать Владимиру вопросы – о профессии, о ролях и, конечно, о счастье, а зрители смогут увидеть видеоответы любимого премьера.
Картина «В царстве теней» из балета «Баядерка» Людвига Минкуса. Хореография Мариуса Петипа (1877) в редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани (1941). Главные партии исполнят Виктория Терёшкина и Кимин Ким.
Автор концепции – Юрий Смекалов, художник по видеопроекции – Андрей Севбо.
12 и 13 февраля на исторической сцене Мариинского театра будет представлен балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Показы приурочены к 85-летию со дня премьеры балета. 12 февраля главные партии исполнят Олеся Новикова и Филипп Стёпин, дирижер – Валерий Овсяников. 13 февраля в главных партиях выйдут Надежда Батоева и Тимур Аскеров, дирижер – Арсений Шупляков
12 и 13 февраля на исторической сцене Мариинского театра будет представлен балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Показы приурочены к 85-летию со дня премьеры балета. 12 февраля главные партии исполнят Олеся Новикова и Филипп Стёпин, дирижер – Валерий Овсяников. 13 февраля в главных партиях выйдут Надежда Батоева и Тимур Аскеров, дирижер – Арсений Шупляков.
Сегодня «Ромео и Джульетта» Прокофьева – признанный шедевр балетного искусства, в нем соединились глубокая драматическая проработка шекспировских образов и гениальная музыка композитора, фрагменты которой регулярно входят в программы симфонических концертов по всему миру. Этот спектакль с восторгом принимается публикой на всех континентах уже 85 лет, однако путь к премьере был тернист.
Прокофьев начал работу над партитурой в 1935 году. Впереди «Ромео и Джульетту» ждали отмена запланированной постановки, провал первого публичного прослушивания, изменение финала и, наконец, новое решение о сценическом воплощении сочинения. За две недели до премьеры оркестр отказался играть этот балет; сопротивлялись новой музыке и танцовщики: ее непривычная ритмика, динамический напор, отсутствие классических форм поначалу казались немелодичными и неподходящими для танца.
Хореографом выступил Леонид Лавровский – перед постановкой он занимался серьезным изучением веронских хроник, средневековых романов и описаний старинных танцев. В основе его концепции лежала не только историческая точность, но и верность тексту Шекспира и законам психологического театра. Главным выразительным средством Лавровский избрал танец-пантомиму – так балет «Ромео и Джульетта» стал одним из выдающихся образцов хореодрамы.
Спектакль оформил выдающийся театральный художник Петр Вильямс. Тяжелые драпировки, изысканная старинная мебель, гобелены на стенах – его Италия сочетала разнородные приметы Ренессанса.
Хрестоматийная история о трагической любви, рассказанная языком танца, на сцене Кировского (Мариинского) театра была впервые представлена в 1940 году; это была мировая премьера полной версии сочинения Прокофьева. В новом спектакле соединились выразительность музыки, новаторство хореографии Леонида Лавровского, стильное, строгое оформление Петра Вильямса и блистательная актерская игра солистов.
Эта постановка вошла в историю советского балета как одно из лучших творений эпохи и стала канонической. В 1946 году она была перенесена в столицу – на сцену Большого театра, а через десять лет «Ромео и Джульетта» произвели настоящий фурор на гастролях москвичей в Лондоне, послужив отправной точкой для ключевых зарубежных версий этого балета в ХХ веке. В Ленинграде спектакль возобновляли в 1975, 1983 и 1991 годах. По сей день – в том самом, историческом виде – он неизменно собирает полные залы и трогает сердца зрителей как на родной сцене, так и на гастролях мариинской труппы.
2 февраля Наиль Еникеев дебютирует в партии Эспады в балете «Дон Кихот» (дневное представление спектакля).
1 февраля Инара Козловская (Флория Тоска) и Дмитрий Шабетя (Марио Каварадосси) дебютируют в дневном представлении оперы Джакомо Пуччини «Тоска».
Февральскую афишу Мариинского украшает коллекция редко исполняемых оперных сочинений. На исторической и новой сценах театра, а также в Концертном зале, прозвучат «Фауст» Гуно, «Идиот» Вайнберга, «Король шахмат» Александра Чайковского в концертном исполнении, «Поворот винта» Бриттена, «Бал-маскарад» Верди и «Левша» Щедрина
Февральскую афишу Мариинского украшает коллекция редко исполняемых оперных сочинений. На исторической и новой сценах театра, а также в Концертном зале, прозвучат «Фауст» Гуно, «Идиот» Вайнберга, «Король шахмат» Александра Чайковского в концертном исполнении, «Поворот винта» Бриттена, «Бал-маскарад» Верди и «Левша» Щедрина.
4 февраля на исторической сцене будет представлен «Фауст» Гуно. Над постановкой оперы в Мариинском театре работала британская режиссер Изабелла Байвотер. В ее интерпретации трагическая история любви Фауста и Маргариты предстает как вневременной, вечный сюжет о природе человека. Сотканный из множества символов, которые интересно разгадывать, спектакль оформлен в чарующих сине-фиолетовых тонах. Главные партии исполнят Хачатур Бадалян, Екатерина Гончарова, Михаил Петренко, Григорий Чернецов, Виталий Янковский, Екатерина Крапивина, Лидия Бобохина.
В этот же день в Концертном зале прозвучит опера Мечислава Вайнберга «Идиот». Композитору удалось невероятное – озвучить гениальный роман Достоевского о «положительно прекрасном» человеке, подобрать голос для каждого персонажа и выразить музыкой сложнейшую систему взаимоотношений героев. Сценическое воплощение сочинения в Мариинском было создано спустя всего три года после премьеры полной версии оперы – в 2016 году спектакль поставил заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк. 4 февраля оперу исполнит блестящий состав солистов: Александр Михайлов, Гелена Гаскарова, Екатерина Сергеева, Артем Мелихов, Ярослав Петряник. В партии Рогожина – триумфатор Зальцбургского фестиваля 2024 года Владислав Сулимский.
8 февраля в Концертном зале будет исполнена опера «Король шахмат», написанная нашим современником, композитором Александром Чайковским. Впервые она прозвучала в канун 2017 года в Большом зале Московской консерватории, и уже через полгода – в Мариинском театре. Сочинение продолжает традицию русских опер о героях-игроманах: азарт, страсть к игре, яркий поединок – все это ждет слушателей. За дирижерским пультом – Юрий Демидович.
11 февраля на исторической сцене прозвучит опера «Поворот винта» Бенджамина Бриттена, в основу которой легла полная загадок повесть Генри Джеймса. В Мариинском спектакль поставил британский режиссер Дэвид Маквикар: напряжение здесь возрастает от сцены к сцене, вплоть до самой развязки.
20 февраля зрителям будет представлена опера «Бал-маскарад» Джузеппе Верди в режиссерской версии народного артиста России Андрея Кончаловского. Спектакль поражает роскошными костюмами и декорациями, соответствующими духу эпохи.
Ярким акцентом серии репертуарных редкостей станет «Левша» Родиона Щедрина – знаковая для Мариинского театра опера (25 февраля). Она была написана в 2012–2013 годах по предложению Валерия Гергиева –к открытию новой сцены театра. В интерпретации режиссера Алексея Степанюка история о гениальном русском умельце сохранила и трагикомические, и фантасмагорические черты. В колоритной постановке используются многочисленные технические возможности новой сцены Мариинского театра, в том числе осуществляется быстрая смена планов.
30 января Анжелика Минасова (Жоржетта) и Павел Янковский (Мишель (Микеле)) дебютируют в опере Джакомо Пуччини «Плащ».
29 января Роман Малышев (Пульчинелла, Маг), Артем Келлерман (Ковьелло), Киан Мангис (Флориндо), Руслан Стенюшкин (Фурбо), Трофим Маланов (Актер) дебютируют в балете «Пульчинелла». Александра Хитеева (Дама), Максим Изместьев (Джокер) впервые станцуют в балете «Игра в карты».
6 и 7 февраля балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра впервые выступит в столице Омана Маскате. Коллектив представит балет Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь». В начале 2025 года он вошел в число трехсот лучших спектаклей страны в конкурсе «Золотой фонд театральных постановок России»
6 и 7 февраля балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра впервые выступит в столице Омана Маскате. Коллектив представит балет Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь». В начале 2025 года он вошел в число трехсот лучших спектаклей страны в конкурсе «Золотой фонд театральных постановок России».
В главных партиях выйдут ведущие солисты Приморской сцены: Анна Самострелова, Ирина Сапожникова, Лилия Бережнова, Виктор Мулыгин, Сергей Уманец, Лада Сартакова, Шизуру Като, Саки Нисида, Юрий Зиннуров, Сергей Аманбаев, Денис Клепиков, Александра Шалимова, Георгий Стельмах, Дарья Тихонова. Показы пройдут при участии Хора Приморской сцены и солисток ее оперной труппы Самиры Галимовой и Анастасии Кикоть. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Эйюб Кулиев.
Впервые оригинальный спектакль приморской труппы был показан на Ближнем Востоке в декабре 2023 года – в столице Катара Дохе. Балет имел оглушительный успех. Неизменно теплый прием публики сопровождает «Тысячу и одну ночь» на сценах Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Большого театра в Москве, пекинского Национального центра исполнительских искусств.
В феврале балетная труппа Приморской сцены продолжит гастроли. Коллектив традиционно выступит в Санкт-Петербурге – серия спектаклей пройдет на исторической сцене Мариинского театра с 18 по 28 февраля. Гастрольную программу откроет балет Чайковского «Щелкунчик» в постановке народного артиста России Эльдара Алиева. Показы пройдут 18, 19 февраля, 22 февраля (в 14:00 и 19:00), 23 февраля (в 14:00 и 19:00). Также зрители увидят «Жизель» Адана (20, 21 февраля) и «Спящую красавицу» Чайковского (25, 26 февраля). Завершат программу эксклюзивные одноактные балеты «Федра» и «Жар-птица» (27, 28 февраля).
29 января на исторической сцене Мариинского театра прозвучит монументальная опера «Мазепа» Чайковского на сюжет поэмы «Полтава» Пушкина. Показ спектакля будет приурочен к юбилейной дате – 120-летию со дня рождения выдающейся оперной певицы Софьи Петровны Преображенской
29 января на исторической сцене Мариинского театра прозвучит монументальная опера «Мазепа» Чайковского на сюжет поэмы «Полтава» Пушкина. Показ спектакля будет приурочен к юбилейной дате – 120-летию со дня рождения выдающейся оперной певицы Софьи Петровны Преображенской.
Софья Преображенская – примадонна Кировского (Мариинского) театра, ставшая настоящим лицом эпохи. Каждое ее выступление отражало высочайшее исполнительское мастерство, глубинную культуру и тонкий психологизм, присущие русской школе. Глубокое меццо-сопрано певицы, исполненное внутренней силы и страсти, чувственности и волнения, правдивости и искренности, завораживало современников: когда она начинала петь, зал замирал. За свою долгую сценическую жизнь она исполнила более сорока партий – ключевых для русского и зарубежного меццо-сопранового репертуара.
Многие годы Софья Преображенская исполняла партию Любови в «Мазепе» на мариинской сцене. В предстоящем спектакле в этой роли выйдет блистательная Екатерина Семенчук. Титульную партию исполнит Владислав Сулимский. В главных ролях также Инара Козловская, Игорь Морозов, Владимир Ванеев, Михаил Колелишвили и Андрей Зорин.
Проникновенный голос Софьи Преображенской, полный драматизма и глубины, волновал сердца слушателей и в голодную пору Гражданской войны, и в жуткое время ленинградской блокады. Все время Великой Отечественной войны Софья Преображенская с четырьмя детьми оставалась в городе, работала на разных сценических площадках Ленинграда и во фронтовых бригадах.
Сегодня совместно с внуками и правнуками Софьи Петровны в фойе исторической сцены Мариинского театра подготовлена выставка к юбилею певицы. Там представлены архивные фото, телеграммы, афиши, грамоты, письма от многочисленных поклонников, головные уборы, украшения и другие личные вещи артистки, а также костюмы и скульптуры.
28 января Изабелла Андриасян дебютирует в партии Луизы, Денис Беганский – в партии Мендозы в опере Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре».