26 июня в Петровском путевом дворце в Москве состоялось торжественное награждение победителей II Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. С. В. Рахманинова
26 июня в Петровском путевом дворце в Москве состоялось торжественное награждение победителей II Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. С. В. Рахманинова.
Солисты Симфонического оркестра Мариинского театра Алексей Крашенинников (скрипка) и Эдуард Кипрский (фортепиано) стали победителями по специальности «композиция»: Алексей Крашенинников завоевал II премию и серебряную медаль, Эдуард Кипрский – III премию и бронзовую медаль, а также специальный приз за лучшее произведение для фортепиано. Приглашенные дирижеры Мариинского театра Алексей Асланов и Юрий Демидович разделили III премию и бронзовую медаль по специальности «дирижирование». Дипломом «За блестящую работу на конкурсе» был отмечен Симфонический оркестр Мариинского театра.
Напомним, что Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров им. С. В. Рахманинова, учрежденный в 2021 году, в преддверии празднования 150-летия со дня рождения композитора, является авторитетной площадкой для широкого обсуждения – и показа достижений – исполнительского искусства пианистов и дирижеров, а также творчества современных композиторов. Конкурс проводится по трем специальностям – фортепиано, композиция и дирижирование, – которые отражают суть гениальной личности Рахманинова: непревзойденный пианист-виртуоз, блестящий дирижер и великий композитор, оставивший после себя нетленное музыкальное наследие.
7 июля исполняется 165 лет со дня рождения выдающегося австрийского композитора и дирижера Густава Малера. Крупному юбилею Мариинский театр посвятит вечер, на котором зрители услышат величественную Девятую симфонию композитора. Сочинение прозвучит 5 июля в Концертном зале в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева
7 июля исполняется 165 лет со дня рождения выдающегося австрийского композитора и дирижера Густава Малера. Крупному юбилею Мариинский театр посвятит вечер, на котором зрители услышат величественную Девятую симфонию композитора. Сочинение прозвучит 5 июля в Концертном зале в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
«...Как-то я вновь сыграл Девятую Малера: первая часть – лучшее, что он написал. Это – выражение неслыханной любви к этой земле, страстное желание… жить на ней, еще и еще раз до глубочайшей глубины насладиться ею и природой – пока не придет смерть. Ибо последняя неудержимо приближается», – писал композитор и музыкальный критик Альбан Берг. Девятая симфония стала завершающей на творческом пути Малера. Ее мировая премьера состоялась уже после смерти композитора – в июне 1912 года.
В этой симфонии Малер, прежде неоднократно включавший вокальные фрагменты в свои произведения, отказывается от слов. Возвышенная, таинственная полуторачасовая Девятая симфония – размышление о вечном и об отведенном человеку сроке, выражение любви к жизни и музыке, наконец, прощание. Это непростое для исполнения сочинение редко попадает в концертные афиши и потому непременно заслуживает вдумчивого прослушивания.
Произведения великого австрийского композитора-юбиляра особенно ярко представлены в нынешнем сезоне: Симфонический оркестр Мариинского театра уже сыграл Первую, Четвертую, Пятую, Седьмую и Восьмую симфонии Малера.
27 июня Алена Диянова дебютирует на сцене Мариинского театра в роли принцессы Турандот в опере Джакомо Пуччини «Турандот».
30 июня в Мариинском театре представят балет «Шехеразада» на музыку Николая Римского-Корсакова. Показ знаменитого спектакля в хореографии Михаила Фокина приурочен к 115-летию мировой премьеры «Шехеразады». Главные партии исполнят Оксана Скорик и Антон Осетров. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Борис Грузин
30 июня в Мариинском театре представят балет «Шехеразада» на музыку Николая Римского-Корсакова. Показ знаменитого спектакля в хореографии Михаила Фокина приурочен к 115-летию мировой премьеры «Шехеразады». Главные партии исполнят Оксана Скорик и Антон Осетров. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Борис Грузин.
Мировая премьера «Шехеразады» состоялась 4 июня 1910 года в Парижской опере в рамках Русских сезонов Дягилева. Хореографом выступил Михаил Фокин, автором декораций – Лев Бакст. Совместно два выдающихся творца подготовили сценарий по мотивам арабских сказок. Первой исполнительницей роли Зобеиды стала Ида Рубинштейн, партию Раба Зобеиды исполнил Вацлав Нижинский.
Спектакль на сцене Парижской оперы имел колоссальный успех. Зрителей покорили мастерство знаменитых танцовщиков и восточная экзотика, которой дышал новый балет. Пленительные симфонические краски музыки Римского-Корсакова, неповторимый колорит арабских сказок из «Тысячи и одной ночи», живописное оформление, выполненное Львом Бакстом, и совершенно новая пластика, созданная Михаилом Фокиным, не только сделали спектакль сенсацией, но и обеспечили ему прочное место в истории.
Премьера этого балета, реконструированного Андрисом Лиепой, в Мариинском театре состоялась 28 мая 1994 года. Декорации и костюмы создали Анна Нежная и Анатолий Нежный на основе эскизов Льва Бакста. По сей день «Шехеразада» остается знаковым образцом хореографического искусства, выразительным спектаклем, который даже спустя 115 лет после премьеры ошеломляет, впечатляет и вдохновляет зрителей.
«Шехеразада» станет кульминацией вечера балетов Михаила Фокина. Зрителям также будут представлены одноактные «Карнавал», «Видение розы» и миниатюра «Лебедь». В главных партиях: Екатерина Кондаурова, Евгений Коновалов, Камилла Мацци, Дарья Устюжанина, Майя Палилионис, Владислав Шумаков, Вадим Беляев.
Следующие показы «Шехеразады» в Мариинском состоятся 27 июля в 13:00 и 19:00. Партию Зобеиды в дневном спектакле исполнит Кристина Шапран, в главных партиях в вечернем спектакле – Рената Шакирова и Кимин Ким.
4, 5 и 6 июля на новой сцене Мариинского театра состоится крупная и ожидаемая премьера XXXIII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» – опера «Эрнани» Верди в постановке знаменитого болгарского режиссера Орлина Анастасова. Художник по декорациям и костюмам – Денис Иванов, хореограф – Юлия Смирнова, хормейстер – Константин Рылов, ответственный концертмейстер – Юрий Кокко. Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
4, 5 и 6 июля на новой сцене Мариинского театра состоится крупная и ожидаемая премьера XXXIII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» – опера «Эрнани» Верди в постановке знаменитого болгарского режиссера Орлина Анастасова. Художник по декорациям и костюмам – Денис Иванов, хореограф – Юлия Смирнова, хормейстер – Константин Рылов, ответственный концертмейстер – Юрий Кокко. Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев.
Мариинский театр по праву называют домом Верди. Сегодня в уникальную репертуарную коллекцию театра входят четырнадцать опер композитора. Совсем скоро собрание пополнится еще одной крупной жемчужиной, пятнадцатым названием – романтической драмой «Эрнани».
«Эрнани» – одна из ранних опер Верди. Молодой композитор, чей успех после «Набукко» (1842) и «Ломбардцев» (1843) неуклонно рос, получал заказы на оперы из самых крупных итальянских театров. Сюжетной основой для своего пятого сочинения в этом жанре Верди выбрал «Эрнани» Гюго. Впервые композитор принимал активное участие в создании либретто, работая совместно с Франческо Марией Пьяве – своим будущим постоянным соавтором. Создавая «Эрнани», композитор стремился применить принципы драматического театра в музыкальном жанре.
Мировая премьера «Эрнани» прошла на сцене венецианского театра Ла Фениче 9 марта 1844 года. Сочинение имело большой успех – его популярность росла с каждым представлением. Вскоре опера начала торжественное шествие по сценам Италии, охватив театры четырнадцати городов страны, а затем и по всему миру. Уже через два года после мировой премьеры – 18 сентября 1846-го – на сцене Большого (Каменного) театра состоялась петербургская премьера «Эрнани», осуществленная Императорской итальянской оперной труппой. Произведение закрепилось в репертуаре и исполнялось на этой сцене более тридцати лет, в спектаклях принимали участие и итальянские, и русские артисты.
Зрелые оперы Верди постепенно оттесняли «Эрнани», однако сочинение не кануло в Лету: избранные номера продолжали звучать в концертных программах по всему миру. Мариинский театр вновь обратился к этому произведению целиком в декабре 2024 года, представив камерную версию в сопровождении фортепиано. Сегодня этот драматически насыщенный сюжет обретает полнозвучие на новой сцене – в постановке прославленного баса, режиссера Орлина Анастасова. Как и когда-то композитор, принимавший самое активное участие во всех этапах создания спектакля – вплоть до занятий с певцами и рекомендаций художникам-декораторам, – Орлин Анастасов не только выступает режиссером, но и щедро делится с исполнителями своим колоссальным певческим опытом, знакомя с новым материалом.
«Выбор “Эрнани” для постановки на мариинской сцене был естественным, потому что в репертуаре осталось не так уж много неохваченных опер Верди. Эту оперу я знаю очень хорошо: я много ее пел, я ее ставил. Когда я предложил ее маэстро Валерию Гергиеву, он сразу откликнулся, поскольку петербургская публика будет рада услышать что-то другое, что-то новое. Я хотел сделать то, чего здесь раньше не было, и, мне кажется, у меня получилось», – говорит Орлин Анастасов.
К числу главных творческих методов режиссера относится скрупулезное изучение партитуры и либретто и чтение «между строк, между слов, между нот»: ориентация на эпоху создания сочинения и манеру композитора, сопоставление особенностей разных партий в одном музыкальном фрагменте – это и многое другое позволяет создать целостный облик спектакля. Еще одна важная черта режиссерской деятельности Орлина Анастасова – особое внимание к певцам и их индивидуальным особенностям.
В этом спектакле реализованы мощные технические возможности Мариинского-2. Будет установлен впечатляющий поворотный механизм: сцена вращается, цвета и картины меняются. «Это будет невероятно красивая постановка – во всех смыслах. И очень динамичная: между картинами нет никаких пауз, почти все происходит на глазах публики. “Эрнани” – не самая известная опера Верди, но она феноменальна. Я подошел к этой постановке, во-первых, с огромным энтузиазмом, во-вторых – с огромной уверенностью, и с самого начала знал, что результат будет великолепным», – отмечает Орлин Анастасов.
Премьера постановки оперы «Эрнани» состоится в рамках XXXIII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей». Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Художественный руководитель – Валерий Гергиев.
24 июня Олег Долгов дебютирует на сцене Мариинского театра в роли дона Хозе в опере Жоржа Бизе «Кармен».
23 июня Дмитрий Колеушко дебютирует в партии Питера Куинта в опере Бенджамина Бриттена «Поворот винта».
29 июня в Концертном зале Мариинского театра будет представлена гипнотическая опера Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» в роскошной постановке режиссеров Константина Балакина, Алексея Степанюка и художника Елены Вершининой. Показ спектакля приурочен к 160-летию мировой премьеры оперы. Главные партии исполнят блистательные вагнеровские голоса Мариинского: Михаил Векуа, Татьяна Павловская, Дарья Росицкая и Ярослав Петряник
29 июня в Концертном зале Мариинского театра будет представлена гипнотическая опера Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» в роскошной постановке режиссеров Константина Балакина, Алексея Степанюка и художника Елены Вершининой. Показ спектакля приурочен к 160-летию мировой премьеры оперы. Главные партии исполнят блистательные вагнеровские голоса Мариинского: Михаил Векуа, Татьяна Павловская, Дарья Росицкая и Ярослав Петряник.
Мировая премьера «Тристана и Изольды» состоялась 10 июня 1865 года в Королевском придворном театре Мюнхена. Первые спектакли прошли с огромным успехом, предсказав последующую мировую славу сочинения. Однако его сценическая судьба оказалась небогата постановками – во многом из-за сложной партитуры и высоких требований к исполнителям.
В 1898 году опера «Тристан и Изольда» была впервые исполнена в Мариинском силами немецкой оперной труппы. 5 апреля 1899 года состоялась премьера собственной постановки театра (на русском языке, перевод Всеволода Чешихина в редакции Ивана Ершова). Через десять лет зрители увидели режиссерскую версию Всеволода Мейерхольда в оформлении художника Александра Шервашидзе. В следующий раз произведение вернулось на мариинскую сцену лишь в 2005 году – в постановке Дмитрия Чернякова.
29 июня зрителям представят спектакль, ставший первой премьерой нынешнего сезона в Мариинском. Публика впервые увидела постановку 19 декабря 2024 года. Гениальная музыка Рихарда Вагнера обрела сценическое воплощение в Концертном зале Мариинского театра, вызвав значительный отклик множества слушателей. Полномасштабный спектакль, поставленный на этой сцене, позволил зрителям иначе посмотреть на знаменитый сюжет о любви и смерти, оказаться ближе к действию и героям. А совершенная акустика зала дала возможность в полной мере насладиться великим сочинением немецкого композитора и голосами солистов оперной труппы Мариинского театра. В марте этот спектакль был дважды с успехом показан на гастролях в столице, на сцене Московского концертного зала «Зарядье».
22 июня Кимин Ким впервые станцует Хулигана на сцене Мариинского театра в балете «Барышня и хулиган».
21 июня Игорь Морозов дебютирует в партии князя Андрея Хованского в опере Модеста Мусоргского «Хованщина».