Санкт-Петербург, Концертный зал

Глинка. «Арагонская хота»
Щедрин. «Российские фотографии»
Чайковский. Симфония № 1


Первый концерт 17-го абонемента

Дирижер – Туган Сохиев

В 1844 году, познакомившись в Париже с шедеврами испанской живописи, Глинка решил осуществить давнюю мечту и посетить Испанию – страну, привлекавшую многих современных ему европейских художников и музыкантов.
Каким же контрастом показалась утомленному светским Петербургом Глинке приветливая, жизнерадостная обстановка испанской деревни! «Прилежно занимаюсь изучением испанской музыки, – писал композитор матери из Гранады – Здесь более, чем в других городах Испании, поют и пляшут. Господствующий напев и танец в Гранаде – фанданго. Начинают гитары, потом почти каждый из присутствующих поет по очереди свой куплет, и в это время в одну или две пары пляшут с кастаньетками. Эта музыка и пляска так оригинальны, что до сих пор я не мог еще совершенно подметить напева, ибо каждый поет по-своему. Чтобы вполне уразуметь дело, учусь три раза в неделю у первого здешнего танцевального учителя и работаю и руками и ногами. Вам это, может быть, покажется странно, но здесь музыка и пляска неразлучны. Изучение народной русской музыки в моей молодости повело меня к сочинению "Жизни за царя" и "Руслана". Надеюсь, что и теперь хлопочу не понапрасну».
Насколько «ненапрасными» оказались эти занятия, свидетельствует написанная по горячим следам блестящая симфоническая увертюра «Арагонская хота», в которой народный испанский танец хота преобразился благодаря необыкновенно нарядной и праздничной игре оркестровых красок.
Марина Иовлева

 

Весной 1866 года Чайковский, только что закончивший Петербургскую консерваторию, принялся за сочинение своей Первой симфонии («Зимние грёзы»), которая стала одним из его самых лирических произведений. В ней композитор выразил боль и радость, смятение и искания, стремление к вечно прекрасному, возвышенному.
Сочинение было написано в течение 1866 года (март-ноябрь) и посвящено Николаю Рубинштейну. Первое исполнение симфонии и ее фрагментов в Москве и Петербурге принесли Чайковскому заслуженный успех.
Образный строй и способ лирического высказывания, драматургическое мышление и музыкальная выразительность (особенно в оркестровках), которые проявились в первой симфонии, будут типичны для всего симфонического творчества композитора. Уже тогда Чайковский сформировал свой ярко индивидуальный симфонический метод. Таковым было начало пути композитора к его симфоническим шедеврам, завершившегося созданием гениальной Шестой симфонии.
Анна Коленькова

 

Музыка для струнного оркестра, названная «Российские фотографии» (1994), посвящена оркестру «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Это трагическое произведение, вызванное тревогой и болью о России XX века. Замысел произведения раскрывается в названиях частей, каждая из которых рисует картины русской жизни в разное время. Первая часть, «Старинный город Алексин», связана с воспоминаниями о старом городе Тульской губернии, где служил священником дед композитора. Вторая часть, остроумное скерцо «Тараканы по Москве», написана в то время, когда напасть действительно имела место, хотя музыка не носит изобразительный характер. В третьей части «Сталин-коктейль» звучат обрывки песен о Сталине, слышатся отголоски расстрелов и стоны жертв. А о четвертой части под названием «Вечерний звон» автор писал: «Печаль, далекий перезвон полуразрушенных церквей, покривившиеся кресты на куполах, заросшие бурьяном деревенские кладбища, карканье ворон, людское безверие, запустение, смута на сердце…» (Родион Щедрин. Предисловие к партитуре «Российские фотографии»).

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход