В программе:
Жак Бовэн. Сюита четвертого тона
Николя де Гриньи. Гимн Ave maris stella
Луи-Николя Клерамбо. Сюита второго тона
Шарль-Мари Видор. Отрывки из Пятой органной симфонии, соч. 42
Сезар Франк. Хорал № 2, си минор
Морис Дюруфле. Сюита для органа, соч.5
Диспозиция органа Концертного зала
Об органе Концертного зала на сайте Мариинский Медиа
Среди имен, с которыми связано развитие французской органной школы XVII века, имя Жака Бовэна (1653–1706) занимает не последнее место. Две Органные книги композитора, включающие в себя по восемь сюит каждая, стали свидетельством его энтузиазма в области исследования возможностей нового, недавно сконструированного органа с четырьмя мануалами.
Творчество Николя де Гриньи (1672–1703) представляет собой одну из кульминаций французской органной традиции XVII века, так как суммирует опыт и мастерство, достигнутые предшественниками. Композитор унаследовал музыкальные способности от своих предков – в роду де Гриньи было много музыкантов. За свою недолгую жизнь он успел выучиться органному мастерству у Н. Лебега в Париже, поработать органистом знаменитого Реймского собора, где короновали французских королей, написать органную мессу и пять обработок христианских гимнов, составивших его первую и единственную Органную книгу. Сочинения Николя де Гриньи известны сегодня благодаря жене композитора, способствовавшей переизданию этой книги в 1711. Примерно тогда же с Органной книгой познакомился и И. С. Бах, который собственноручно скопировал ее для изучения.
Имя Мориса Дюруфле (1902–1986) – выдающегося органиста плеяды 1920-х годов – все еще остается «широко известным в узких кругах». Это неудивительно: в сравнении со своими современниками он написал ошеломляюще мало – всего четырнадцать опусов, среди которых семь произведений для органа, два для оркестра, четыре для хора, одно для камерного ансамбля. Дюруфле получил блестящее образование в Парижской консерватории у Ш. Турнемира, Э. Жигу и П. Дюка. С 1943 года он начал преподавать в консерватории как ассистент М. Дюпре в классе органа и как профессор гармонии. Из воспоминаний учеников Дюруфле известно, что он был довольно замкнутым человеком, но, вместе с тем, очень чутким. О его педагогическом таланте ходят легенды. В отношении своего творчества композитор откровенно признавался, что писать музыку в период процветающего модерна с его господством новых техник и стилей ему было нелегко. Впрочем, это не мешает, например, Лайонелу Роггу – знаменитому швейцарскому органисту – высоко оценивать вклад Дюруфле в мировую музыкальную культуру. Он пишет: «Морис Дюруфле занимает в органной литературе место, которое можно сравнить со значением Мориса Равеля для фортепиано: письмо безупречно прозрачное, гармония столь же утонченная, сколь и индивидуальная, врожденное ощущение возможностей и лимитов инструмента характеризуют их искусство, пропитанное рафинированной чувственностью». |
Шарль-Мари Видор (1844–1937) известен прежде всего тем, что вместе со своим учеником Альбертом Швейцером подготовил к публикации во Франции все органные сочинения И. С. Баха. Закончив Брюссельскую консерваторию по классу органа у Н. Ж. Лемменса и по классу композиции у Ф. Ж. Фетиса, он вступил в должность органиста церкви Сен-Сюльпис и проработал там более шестидесяти лет. В 1890-е годы Видор стал профессором органа в Парижской консерватории и начал преподавать композицию. Среди учеников Видора такие крупные фигуры французской и мировой культуры, как Дариус Мийо, Луи Вьерн, Эдгар Варез. Установка в Париже новых органов фирмы Кавайе-Колля стимулировала органистов к созданию нового репертуара, соответствовавшего современной им музыкальной практике и новому типу органа – симфоническому. Новейшие звуковые возможности инструментов этого типа дали основание Видору называть свои произведения органными симфониями.
Сезару Франку (1822–1890), бельгийцу по происхождению,
была чужда французская экзальтированность. Он более тяготел к немецкой самоуглубленности. Тем не менее, прожив всю жизнь в Париже, закончив Парижскую консерваторию, проработав там около двадцати лет и воспитав таких музыкантов как Венсан д’Энди, Эрнест Шоссон и многие другие, Франк навсегда связал свое имя с французской культурой. В своем творчестве композитор обращался к разным жанрам: от небольших фортепианных пьес до симфонических поэм, опер и ораторий. За два столетия существования французской авторской органной музыки Франк оказался создателем первых французских органных композиций, не связанных с церковным ритуалом. Три его органных сборника – «Шесть пьес» (1859–1863), «Три пьесы» (1878), написанные специально для инаугурации органа А. Кавайе-Колля в концертном зале Трокадеро, «Три хорала» (1890 г.) – представляют новый тип французского концертного органного стиля.
Луи-Николя Клерамбо (1676–1749), несмотря на природную одаренность, немало потрудился, прежде чем стать придворным музыкантом Людовика XIV: у отца обучался игре на скрипке и клавесине, у знаменитого Андре Резона – игре на органе, у Жана-Батиста Моро – композиции и пению; долгое время работал в различных парижских храмах. Однако настоящую известность Клерамбо получил как органист и благодаря должности музыкального руководителя в пансионе для девушек Сен-Сир, для хора которого написал многие светские кантаты на мифологические сюжеты. Анна Хоменя |