Антонио Вивальди. «Времена года»
Гия Канчели. Abii ne viderem («Отвернувшийся, чтобы не видеть»). Для альта, бас-гитары, подготовленного фортепиано и струнных
Франц Шуберт. Симфония № 5
Среди пяти с половиной сотен сочинений Антонио Вивальди цикл из четырех концертов «Времена года» бьет все рекорды популярности. Так было с самого момента его появления. Едва в 1725 году концерты вышли в свет в тогдашнем центре нотопечатания – Амстердаме, как были сразу же оценены всей просвещенной Европой и стали хитом парижских «Духовных концертов». Наибольшую роль в этом сыграла их поэтическая программа. Первоначально «Времена года» были опубликованы как часть цикла из 12 концертов соч. 8, озаглавленного «Опыт Гармонии и Изобретательности». При этом каждому из этих четырех концертов (которые открывали «Опыт Гармонии...») Вивальди предпослал сонет, раскрывающий содержание музыки. Кто был автором этих сонетов, достоверно неизвестно. Возможно, им был сам композитор, при случае складывавший стихи на родном языке. Поэтические мотивы традиционны (весеннее пробуждение природы ассоциируется с пасторалью, осень – с охотой), но их очаровательная наивность была радостно принята даже такими интеллектуалами, как Жан-Жак Руссо. И кто знает, не концерты ли Вивальди подтолкнули молодого шотландца Джеймса Томсона (автора песни «Правь, Британия!») в 1726 году взяться за написание своего главного произведения – поэмы «Времена года», которой почти сто лет зачитывались любители философской поэзии. Франц Шуберт был единственным из прославленных венских композиторов, кто не только умер, но и родился в австрийской столице. С самого детства он был воспитан в типично венской атмосфере домашнего музицирования. Это более всего отразилось в его песнях и в его симфониях. Гия Канчели – один из крупнейших композиторов нашего времени. Он написал музыку более чем к 50-ти художественным фильмам, создал свой стиль в музыке и свой тип симфонизма. Одна из особенностей его стиля определяется понятием «динамическая статика», введенным в музыковедческий обиход Игорем Стравинским. Музыкальная статика Канчели напоминает поверхность воды глубокого озера, которое только на первый взгляд кажется абсолютно неподвижным, или с черно-белую фотографию, остановившую и запечатлевшую мгновение. |