Санкт-Петербург, Зал Прокофьева

Гёр. Триптих


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Ансамбль Melos Sinfonia (Великобритания) в составе:
Сопрано – Сара-Лиан Оуэн
Меццо-сопрано – Розана Мадилюс
Тенор – Ник Притчард
Баритон – Сэмюэл Пантчефф
Дирижер – Оливер Зеффман

Ведущая – композитор Настасья Хрущёва


В ПРОГРАММЕ:
Александр Гёр
Три камерные оперы:
«Виноградник Навота»
«Игра теней»
«Соната о Иерусалиме»


Джон Кейдж говорил: «Не понимаю, почему люди боятся новых идей. Меня пугают старые». Новая музыка, как и музыка «старая», может быть предсказуемой и странной, медленной и взрывной, «правильной» и «неправильной». Ее главное отличие от музыки классической в том, что она требует и нового исполнительского подхода, и нового типа комментариев к ней, и вообще нового способа бытия.

 

О концерте

Сюжет оперы «Виноградник Навота» взят из ветхозаветной притчи о Навоте (Третья книга Царств, глава 21). Царь Ахав хочет отобрать у Навота виноградник, но Навот отказывается продавать землю предков. Жена царя Иезавель хитростью присваивает виноградник: по ее приказу Навота обвиняют в хулении Бога и царя и побивают камнями. Пророк Илия обещает Ахаву и Иезавель такую же страшную смерть.
В авторской аннотации Гёр так определяет структуру сочинения: «История изложена хоровым рассказчиком, прямой речью (арии и речитативы) и мимической секцией, которая не столько прямо следует за текстом, сколько отображает образы, рожденные моей личной интерпретацией притчи. Сочинение посвящено моему учителю Оливье Мессиану, его 60-летию».

В основе оперы «Игра теней» – сюжет из «Государства» Платона. Что было бы, если бы государствами управляли философы? Платон уверен, что только тогда государство было бы идеальным. Эту мысль он излагает в диалоге о пещере между Сократом и Главконом. Согласно Платону пещера – это чувственный мир простых людей и материальных предметов. Над пещерой – мир солнца и идей. Люди, сидящие в пещере, способны воспринимать идеи лишь как тени на стене пещеры. Выходя из пещеры, человек лишается привычного мира и не знает, на что опереться. Ему нужен проводник, которым может стать только философ, постигший мир идей.
Используя буквальный перевод античного текста, Александр Гер трансформировал его в драматическое либретто, где солирующий тенор выступает и в качестве рассказчика (в крайних частях) и пленника пещеры (средний эпизод).

Опера «Соната о Иерусалиме» основана на «Автобиографии» принявшего иудаизм итальянского монаха XII века Овадия. Овадий отправился в путешествие на Восток для изучения жизни еврейских общин. Действие первого эпизода разворачивается в Багдаде: по приказу губернатора евреи носят специальные метки на голове, а женщины – колокольчики на шее. Надсмотрщики жестоко издеваются над евреями. Второй эпизод – встреча с лжемессией, обещающим евреям спасение и возвращение в Иерусалим. По его совету люди забираются на крыши своих домов в ожидании чуда. С наступлением ночи люди приходят в экстаз, представляя себя большими птицами, летящими в Иерусалим, но рассвет застает их на крышах: под смех окружающих и безумной девушки, принесшей весть о лжемессии, они спускаются вниз. Рефрен сочинения, исполняемый женским голосом, основан на поэтическом тексте из «Автобиографии»: «Солнце погружается во тьму, луна в крови перед великим и ужасным днем пришествия Господа».

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход