Время, когда в Париже одновременно работали композитор Сезар Франк (1822–1890) и органный мастер Аристид Кавайе-Коль (1811–1899) было счастливым в истории французской органной музыки. В 1859 году Франк был назначен титулярным органистом церкви св. Клотильды, в которой был установлен превосходный орган Кавайе-Коля (позднее этот же пост занимали Шарль Турнемир и Жан Лангле).
С середины 50-х Франк пребывал в депрессии, однако восхищение техническими возможностями органа Кавайе-Коля побудило его вернуться к композиции. Среди сочинений этого периода – «Большая симфоническая пьеса» соч. 17 (1860–1862) из цикла «Шесть пьес для большого органа».
Произведение одночастно, но в нем угадываются контуры трех разделов, которые можно уподобить частям сонатно-симфонического цикла. О симфоническом начале также говорит использование сквозных тем и общая мастшабность замысла.
Пьеса посвящена композитору Шарлю Валентину Алькану, который несколькими годами ранее написал «Симфонию для фортепиано соло».
В начале XX века Марсель Дюпре (1886–1971) переживал творческий расцвет как органист-виртуоз и композитор. В 1911–1912 годах он написал «Три прелюдии и фуги» соч. 7. Цикл прославился невероятной сложностью, какое-то время даже считалось, что его невозможно исполнить (впрочем, наиболее виртуозными являются крайние части цикла). Второй номер опуса – меланхоличная прелюдия и фуга фа минор. При публикации в 1920 году она была посвящена памяти Огюстена Барье, органиста церкви Сен-Жермен-де-Пре, умершего в 1915 году. Задумчивая мелодия прелюдии накладывается на равномерное сопровождение, напоминающее мягкие капли дождя. В основе интроспективной фуги – та же печальная тема. Эмоциональный накал постепенно стихает к концу – словно исчерпав силы к развитию, пьеса приходит к трагическому завершению.
В 1930–1931 годах Шарль Турнемир (1870–1939) записал на ацетатный диск несколько импровизаций на органе Кавайе-Коля в церкви св. Клотильды в Париже. В 1985 году его ученик Морис Дюруфле взял на себя сложную задачу расшифровать эти импровизации. Он работал по ночам, чтобы не слышать уличный шум и вполовину замедлял темп при нотировании сложных пассажей. Среди этих записей – торжественный хорал-импровизация на пасхальную секвенцию Victimae paschali laudes.
Екатерина Юсупова