Предреволюционное пятилетие в творчестве Сергея Рахманинова отмечено появлением произведений, которые сам композитор очень любил. Это симфоническая поэма «Колокола» (1913) и хоровые циклы Литургия Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). Духовные произведения Сергея Рахманинова принадлежат к вдохновенным страницам его творчества и представляют вершину развития нового направления русской церковной музыки, начатого сочинениями Петра Чайковского, Сергея Танеева, Александра Гречанинова, Александра Кастальского, деятельностью Степана Смоленского и Московского синодального хора.
Всенощное бдение Рахманинова принадлежит к тем явлениям национальной культуры, которые, впитав живительные соки родной земли, вырастают подобно могучему древу и сами становятся ее олицетворением. Созданное на волне широкого интереса к древнерусской музыке, охватившей русское общество в начале XX столетия, Всенощное бдение поражает глубиной проникновения в исконно русскую музыкальную традицию. Композитор использует напевы древнерусских песнопений, и создает собственные мелодии – по стилистике и верности традиции практически неотличимые от подлинных средневековых сочинений. Мастерское владение хоровой фактурой, понимание природы храмового пения и глубина погружения в стихию древнерусского мелоса делают Всенощное бдение Рахманинова величайшим шедевром русской духовной музыки.