Санкт-Петербург, Мариинский театр

Жизель


Балет Адольфа Адана

Спектакль Приморской сцены Мариинского театра
Первый спектакль 201-го абонемента

Исполнители

Дирижер –

Антон Торбеев

Жизель – Катерина Флория
Граф Альберт – Канат Надырбек
Ганс – Сергей Золотарев
Мирта – Анастасия Балуда
Классический дуэт: Арина Нагасэ, Шизуру Като

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Адольфа Адана
Либретто Вернуа де Сен-Жоржа, Теофиля Готье, Жана Коралли
Хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа

Художник — Игорь Иванов
Костюмы — Ирина Пресс
Художник по свету — Сергей Лукин
Консультант по возобновлению спектакля — Юрий Слонимский

Краткое содержание

Действие I
Деревушка в горах, окружённая лесами и виноградниками. Граф Альберт, влюблённый в крестьянскую девушку Жизель, скрывает свой титул. Другой поклонник Жизели, лесничий Ганс, пытается объяснить ей, что Альберт не тот, за кого выдаёт себя, но Жизель не хочет его слушать. Оставшись один, Ганс проникает в охотничий домик и похищает шпагу Альберта с графским гербом. Звуки рога возвещают о приближении охотников, среди которых невеста графа Батильда и её отец. Они остановились отдохнуть в деревне. Невеста графа, очарованная непосредственностью и красотой Жизели, дарит девушке дорогую цепочку.

Охотники уходят, и крестьяне начинают свой праздник — День урожая. В разгар веселья появляется Ганс. Он обвиняет Альберта в двуличии и в доказательство показывает шпагу графа. Жизель отказывается верить. Тогда Ганс трубит в рог, и перед смущённым графом предстаёт его невеста. Жизель в отчаянии. Рассудок её мутится. Она умирает.

Действие II
Полночь. Ганс приходит на могилу Жизели. Его пугает появление вилис — призраков девушек-невест, умерших до свадьбы. Не натанцевавшись при жизни, они по ночам поднимаются из могил и того, кто окажется на кладбище в этот час, заставляют танцевать, пока несчастный не падает замертво. Повелительница вилис Мирта вызывает из могилы тень Жизели, чтобы принять её в призрачный хоровод.

К могиле любимой приходит и граф Альберт. Его горе и отчаяние трогают Жизель. Она прощает Альберта. Вилисы заставляют Ганса танцевать до изнеможения и, закружив, толкают в озеро. Такая же участь ждёт и Альберта. Жизель молит Мирту отпустить юношу, но та непреклонна.

Светает. С восходом солнца вилисы теряют свою силу. Альберт спасён.

Жизель прощается со своим возлюбленным. И теперь уже навсегда.

О спектакле

«Жизель» — один из первых и самых прекрасных французских романтических балетов. Он написан на весьма популярный в то время сюжет об обманутой аристократом простолюдинке, которая умирает и является с того света к неверному возлюбленному в виде фантастического существа (к той же теме обращены оперы Даргомыжского «Русалка» и Лорцинга «Ундина»). Но неувядаемую славу балету обеспечил не столько сам модный мотив романтического двоемирия, а то, как он был воплощён авторами.

Своим появлением на свет «Жизель» обязана прославленной итальянской балерине Карлотте Гризи, и даже история создания этого балетного шедевра подобна увлекательному роману. Пленённый прелестной итальянкой поэт Теофиль Готье в сотрудничестве с Анри де Сен-Жоржем и Жаном Коралли пишет либретто «Жизели». Обожавший балерин Адольф Адан создаёт невероятно тонкую и одухотворённую, с яркими портретными характеристиками и сквозным развитием музыкальную партитуру. Но главный участник этого творческого союза — балетмейстер Жюль Перро. Ученик знаменитого «бога танца» Огюста Вестриса, он становится наставником юной Карлотты и сочиняет для неё хореографический текст партии заглавной героини. Эта роль вобрала в себя все новации стремительно развивавшегося и достигшего высшей степени виртуозности танца. Недаром она по сей день является партией мечты всех прим.

В эпоху романтизма искусство балета провозгласили искусством полёта. И Перро, воспринявший легендарную технику элевации своего педагога Вестриса, обучает ей своих талантливых учениц Марию Тальони и Карлотту Гризи. Именно тогда балерины уверенно поднимаются на пуанты, что позволяет им достоверно перевоплощаться в волшебные создания неземного происхождения.

Постановочная история «Жизели» тоже напоминает перипетии романа. Оригинальная редакция балета, триумфально обошедшая лучшие театры, в Мариинском репертуаре утвердилась благодаря Мариусу Петипа — брату премьерного Графа Альберта, Люсьена Петипа. Именно Петипа с его культом женской красоты на сцене, где прима-балерина блистала в кордебалете, словно драгоценный бриллиант в оправе, смог сохранить версию Перро, вдохновлённую Карлоттой Гризи. Утраченная к началу XX века на родине, эта версия «вернулась» в Париж, покорив всех Анной Павловой в заглавной роли. И в настоящее время именно Мариинская «Жизель» считается эталонной и служит образцом для других театров.

Надежда Кулыгина


Мировая премьера: 28 июня 1841, Королевская Академия музыки, Париж
Премьера редакции Мариуса Петипа: 5 февраля 1884 года, Большой (Каменный) театр, Санкт-Петербург
Премьера во Владивостоке: 23 октября 2015 года

Продолжительность спектакля: 2 часа 10 минут
Спектакль идёт с одним антрактом


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)