Санкт-Петербург, Мариинский-2

Снегурочка


опера Николая Римского-Корсакова

Адаптированная версия для семейного просмотра


Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках

Исполнители

Снегурочка – Анна Денисова
Купава – Мария Баянкина
Лель – Екатерина Крапивина
Мизгирь – Владислав Куприянов
Царь Берендей – Александр Михайлов
Весна-красна – Наталья Евстафьева
Дед Мороз – Александр Морозов

Мировая премьера: 10 февраля (29 января) 1882 года, Мариинский театр
Премьера постановки: 4 сентября 2020 года, Мариинский-2


Продолжительность спектакля 3 часа 05 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Николая Римского-Корсакова
Либретто композитора по одноименной пьесе Александра Островского

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Анна Матисон
Художник-постановщик – Александр Орлов
Художник по костюмам – Ирина Чередникова
Художник по свету – Денис Солнцев
Художник-видеографик – Вадим Дуленко
Хореограф – Раду Поклитару
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева

Краткое содержание

Пролог
Полночь на Красной горке в сказочной стране берендеев. Леший возвещает приближение Весны. Окруженная свитой птиц, она спускается на землю. Лес еще дремлет под снегом, в стране царит холод. Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило-солнце дает земле мало света и тепла; лето стало коротким, зима – долгой и суровой. Появляется Мороз. Он обещает Весне покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Ведь Ярило только и ждет случая зажечь в сердце девушки губительный огонь любви. Родители решают отпустить дочку в слободку Берендеевку под присмотр бездетного Бакулы-бобыля. Снегурочка счастлива: давно уже ее влекут к людям чудные песни пастуха Леля. Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят. На поляну вываливает веселая толпа берендеев. С песнями и плясками провожают они Масленицу, весело приветствуя наступление весны. Вдруг Бакула замечает диковинную барышню. К великой радости Бобыля, она просит взять ее в дочки.

Действие первое
Снегурочка живет в заречной слободе Берендеевке, у бобыля Бакулы и Бобылихи. Пастух Лель поет ей, но, заслышав зов веселых подружек, бросает подаренный робкой поклонницей цветок и убегает. Девушка обижена: «Пригожий Лель, беги туда, где любят. Ищи любви, ищи – ее ты стоишь». К тоскующей Снегурочке приходит ее подружка Купава. Она спешит поделиться своим счастьем: ее любит красавец Мизгирь – и скоро будет их свадьба. Появляется и сам Мизгирь. Он прибыл с богатыми подарками, чтобы по старинному обычаю выкупить невесту у ее подруг. В разгар обряда Мизгирь замечает Снегурочку. Вмиг он забывает о своей прежней невесте. За богатые дары он просит названых родителей Снегурочки держать подальше от нее пастуха. Лель со слезами обиды оставляет бобыльский двор. Тем временем Купава созывает народ. Она проклинает обидчика и хочет утопиться, но Лель останавливает ее. Потрясенные изменой, берендеи советуют Купаве искать заступничества у царя Берендея.

Действие второе
Царский дворец. Берендей делится тревогой с боярином Бермятой: Ярило-солнце гневается на берендеев, не греет их землю. Чтобы умилостивить солнце, Берендей решает в Ярилин день соединить брачным союзом женихов и невест своего царства. Бермята рассказывает, что в заречной слободе объявилась девушка Снегурочка, из-за которой невесты разругались с женихами. Вбегает Купава. Она говорит о своем несчастье. Возмущенный Берендей приказывает приближенным разыскать обидчика и привести на царский суд. Бирючи-глашатаи созывают народ. Вводят Мизгиря. Он отказывается исполнить волю Берендея и жениться на Купаве. В наказание царь осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь не оправдывается. Он только просит Берендея взглянуть на Снегурочку. Красота девушки поражает царя. Узнав, что чужестранка не ведает любви, он понимает причину гнева Ярилы. Тогда Берендей объявляет: тот из юношей, кто до рассвета сумеет увлечь Снегурочку любовью, получит ее в жены. Мизгирь просит отсрочить изгнание и обещает зажечь любовью нетронутое сердце красавицы.

Действие третье
Берендеи собрались в заповедном лесу, чтобы играми и плясками встретить Ярилин день. В награду за песни царь предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Пастух выбирает Купаву, и это до слез огорчает Снегурочку. Мизгирь, встретив ее, молит внять его жгучей страсти, отдать ему свою любовь за бесценный жемчуг, но пылкие речи только пугают девушку. Путь Мизгирю преграждает Леший. Он заколдовывает лес, дразнит его призраком возлюбленной.

Действие четвертое
Ярилина долина на утренней заре. В отчаянии Снегурочка обращается к матери с мольбой, чтобы та подарила ей любовь. В ответ на просьбу дочери Весна надевает на нее волшебный венок. Теперь Снегурочка знает чувство любви, и новая встреча с Мизгирем зажигает ее ответной страстью. Скоро взойдет солнце, и, помня наставления родителей, девушка торопит возлюбленного бежать от гибельных для нее лучей Ярилы. При первых лучах восходящего солнца Берендей благословляет женихов и невест. Кланяются ему и Снегурочка с Мизгирем. Но недолго длится их счастье. Яркий солнечный луч рассекает утренний туман и падает на избранницу Мизгиря. Даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви. Не помня себя от горя, Мизгирь бросается в озеро. Но мудрый Берендей спокоен: смерть Снегурочки смягчит гнев Ярилы, а Мороз больше не сможет одолевать берендеев холодами. Лель, а и за ним и весь народ запевают хвалебный гимн солнцу.


«И слушаешь, и таешь…» – с замиранием сердца поет Снегурочка, вспоминая восхитительные песни деревенского пастуха Леля. Те же чувства вызывает своей музыкой Римский-Корсаков: от нее не раз захватывает дух. Острое переживание красоты было и исходным импульсом, породившим одну из самых прекрасных русских опер: «В зиму 1879–80 года, – вспоминал композитор, – я снова прочитал “Снегурочку” и точно прозрел на ее удивительную красоту». Подразумевается пьеса Александра Островского, его «весенняя сказка»; этот подзаголовок сохранила и опера. Созданная на одном дыхании, среди теплых полей и рощ, под пение птиц, «Снегурочка» Римского-Корсакова превратилась в гимн красоте, гармонии, природе, жизни и любви. «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу», – вспоминал композитор незабываемое лето 1880 года, проведенное в деревенской усадьбе под Лугой за сочинением «Снегурочки». Два года спустя состоялась премьера; Мариинский театр стал первой сценой, с которой зазвучали дивные мелодии Лелевых песен, хрустальный и нежный голос Снегурочки, жаркие речи торгового гостя Мизгиря, страстные признания Купавы, знаменитое «Полна, полна чудес могучая природа» из уст царя Берендея, хоры его верных подданных – полнозвучные, многолюдные, наполненные неукротимой, почти магической энергией.
И все же с самого начала в утопической идиллии страны берендеев Римский-Корсаков уловил нечто тревожащее, недаром после первого прочтения пьесы это царство показалось композитору «странным». Ради сохранения существующего миропорядка приносится очистительная жертва, и если архаичное сознание готово без колебаний признать необходимость этой жертвы, то мы, люди нового времени, другие: «Никакой торжественный ритуал и никакие убеждения в том, что все свершается как быть должно и идет своей чередой, не уверят нас в справедливости возмездия», – писал Борис Асафьев. «Нам жалко Снегурочки», – резюмирует академик, характеризуя сцену таяния героини. Анна Матисон, поставившая «Снегурочку» в 2020 году на родной для этой оперы сцене, сделала следующий шаг, развенчивающий сомнительное благообразие социума, представленного в произведении Римского-Корсакова. Ее «Снегурочка» – не пантеистический миф о нарушении и восстановлении космического равновесия, а история одинокой девушки-подростка, которая попала в отвратительный взрослый мир, населенный корыстолюбивыми лжецами. Главную героиню зритель жалеет от пролога до финала. Берендеи, при всем красочном великолепии их праздничных нарядов (художник – Ирина Чередникова), вовсе не миролюбивый земледельческий народец, не симпатичные древнеславянские «хоббиты», а агрессивная толпа потребителей, в конце концов обреченная на уничтожение их же богом. Гигантский испепеляющий шар Ярилы, так сильно контрастирующий с невесомым белым шариком Снегурочки (сценограф – Александр Орлов), в этом контексте воспринимается как грозное предостережение. Христина Батюшина

Спектакль – лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»


«Расскажи, Снегурочка...» пройти тест


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)