Санкт-Петербург, Концертный зал

Норма


опера Винченцо Беллини (концертное исполнение)

Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)

Исполнители

Дирижер –

Кристиан Кнапп

Норма – Мария Баянкина
Адальджиза – Анна Кикнадзе
Поллион – Сергей Скороходов
Оровезо – Юрий Воробьёв
Клотильда – Майрам Соколова
Флавий – Савва Хастаев

Продолжительность концерта 3 часа 05 минут
Концерт пройдет с одним антрактом

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Винченцо Беллини
Либретто Феличе Романи, основанное на одноименной французской трагедии Александра Суме

Ответственный концертмейстер – Алла Бростерман
Хормейстер – Никита Грибанов

Краткое содержание

Картина первая
Священная роща друидов в завоеванной Римом Галлии. Сюда пришел верховный жрец друидов Оровезо. Он молит богов, чтобы они устами прорицательницы Нормы открыли день и час восстания против римлян.
После его ухода в священной роще появляется римский проконсул Поллион со своим центурионом Флавием. Проконсул признается другу, что разлюбил дочь верховного жреца Норму, которая ради Поллиона преступила законы своей веры и, нарушив обет целомудрия, подарила ему двоих сыновей. Мысль о мщении Нормы ни днем ни ночью не покидает его, но новая страсть к юной Адальджизе, приведшая его сюда, так безумна, что ради нее он готов на все…
Заслышав звуки трубы, сзывающей друидов к священному камню, римляне покидают рощу.
Торжественно входят жрецы и жрицы.
Величественная и прекрасная, поднимается Норма на жертвенный камень, но мысли ее грешны: она думает об отце своих детей, боится разлуки с ним и потому объявляет, что Рим должен погибнуть не от галлов, а от своих пророков. Именем богов повелевает она хранить мир и в знак исполнения воли богов срезает серпом ветки священной омелы. В священный лес больше не должен вступать человек. Если же бог возжелает крови римлян, верховная жрица призовет к мести с вершины храма.
Окончен торжественный обряд, на поляне остается одна Адальджиза, она молит богов уберечь ее от преступной страсти к римлянину. Возвратившийся Поллион нежно говорит ей о своей любви и уговаривает юную жрицу отправиться с ним в Рим.

Картина вторая
В покоях Нормы. Верховная жрица в глубокой скорби: она узнала о грядущем отъезде Поллиона, но сам он скрыл это от нее. Также она догадывается, что Поллион разлюбил ее, но не знает имени своей соперницы. Входит Адальджиза. Она хочет раскрыть гнетущую ее тайну и признаться в преступной любви к римлянину. Норма, сознавая, что и она ради такой же любви нарушила обет целомудрия, готова простить Адальджизе ее прегрешение.
В это время входит Поллион. Увидев Адальджизу, он хочет увести ее с собой. Но Адальджиза отталкивает римлянина. Она слишком чтит верховную жрицу, чтобы стать возлюбленной того, кто изменил Норме.

Картина третья
Охваченная отчаянием Норма склонилась над колыбелью детей. Здесь их ожидает казнь, в Риме – рабство. Она задумала лишить их жизни, но не в силах сделать это – высокое чувство материнской любви одержало верх над низменным чувством оскорбленной женщины.
Приказав Клотильде привести Адальджизу, Норма готова отказаться от Поллиона и просит счастливую соперницу взять детей в Рим и стать им доброй матерью. Но Адальджиза не может принять такой жертвы. Она пойдет к Поллиону и убедит его вернуться к матери своих детей. В измученной душе Нормы просыпается надежда.

Картина четвертая
Пустынное место близ стана римлян. Здесь притаились галльские воины, которые ждут сигнала, чтобы напасть на проконсула Поллиона. Появляется Оровезо. Он принес недобрые вести: именем богов Норма отказалась благословить заговор.

Картина пятая
У храма друидов Норма мучительно ожидает возвращения Адальджизы, но приходит Клотильда и говорит, что мольбы девушки не тронули сердца Поллиона. Он решил броситьб свою прежнюю возлюбленную и поклялся похитить Адальджизу даже из храма. Гнев словно воскресил Норму.
Суровая и грозная жрица трижды ударяет священным мечом о бронзовый щит, призывая к мщению. Со всех сторон сбегаются воины Галлии, чтобы услышать, наконец, долгожданную и радостную весть – Риму объявлена война!
Из храма доносятся крики, шум. Какой-то римлянин ворвался в священ¬ную обитель. Вооруженная стража вводит связанного проконсула. Поллион проник в храм, чтобы похитить Адальджизу, и теперь он стоит перед Нормой в ожидании смерти. Норма предлагает Поллиону свободу, если он откажется от Адальджизы и вернется к ней. Но римлянин предпочитает смерть.
Тогда Норма приказывает друидам развести костер: на нем погибнет клятвопреступница – истинная виновница всех бед. Воины требуют открыть ее имя. К всеобщему изумлению Норма называет себя. Она признается во всем своему отцу – верховному жрецу Оровезо и поручает его заботам своих детей; невинные, они не должны страдать за грех матери.
Огромный костер уже ждет свою жертву. Медленно поднимается на него Норма. Но она не одна. Поллион поражен величием ее подвига, в гордом сердце римлянина вновь вспыхнула страсть. Поллион идет на смерть вместе с Нормой.


Главная героиня оперы Винченцо Беллини носит имя Норма. С итальянского языка оно переводится как «мерило», «эталон» – и в математическом, и в этическом смысле слова. При этом с точки зрения общественной морали поведение Нормы более чем предосудительно. Она нарушила сразу два закона: вступила в плотскую связь, будучи верховной жрицей друидов, и полюбила римлянина, хотя принадлежала к галльскому племени. Примирить любовь к родине, к мужчине и к сыновьям Норма сумеет лишь ценой собственной добровольной смерти.

Рассказывая о женщине эталонной красоты – и внешней, и внутренней, – Беллини и его постоянный либреттист Феличе Романи сотворили эталон итальянской романтической оперы в стиле бельканто. Написанная для примадонны Джудиты Пасты, партия Нормы стала сокровищем мирового сопранового репертуара. В ней Беллини сумел объединить мощный трагический накал, легкую, хрустальную колоратуру и теплую, вдохновенную кантилену. В роли кельтской жрицы в XIX веке блистала Мария Малибран; незабываемые образы Нормы в прошлом столетии создали Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье. Вершина партии и всей оперы – завораживающая ария Casta diva («Пречистая богиня»), обращенная к луне молитва о мире, с ее дивной, парящей в невесомости мелодией. Но слушать «Норму» стоит не только ради этого. Помимо титульной, Беллини создал в своей прославленной опере еще одну прекрасную сопрановую партию – юной жрицы Адальджизы. Дуэт Нормы и Адальджизы, двух подруг и соперниц, входит в число лучших ансамблей в истории оперного жанра. Третья вершина любовного треугольника – фигура римского проконсула Поллиона, тенора. Эта партия, уступающая по многоплановости двум женским образам «Нормы», требует не меньшего мастерства. Таким образом, успех «Нормы» в первую очередь определяется исполнителями трех ключевых ролей. Но беллиниевская melodramma tragico – это не только парад солистов. Огромное значение авторы придали хору. Хоровые сцены «Нормы» наполнены духом возвышенной античной трагедии, которая, несомненно, не могла не влиять на композитора-сицилийца.

Melodie lunghe lunghe lunghe, сказал о бесконечных беллиниевских мелодиях Верди. Вагнер, композитор совсем иного склада и иных художественных принципов, восхищался «Нормой» всю жизнь и считал, что на ее представлениях «не зазорно плакать». «Пение, пение и снова пение» – так он определил суть беллиниевской музыки. Насладиться ею позволяет концертное исполнение «Нормы», на которое Мариинский театр приглашает своих слушателей. Христина Батюшина


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)