Баядерка

балет Людвига Минкуса

Премьера – 23 января 1877 года, Большой театр, Санкт-Петербург
Премьера редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани – 10 февраля 1941 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)


Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория: 6+

Авторы и постановщики

Музыка Людвига Минкуса
Хореография Мариуса Петипа (1877) в редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани (1941),
с отдельными танцами Константина Сергеева, Николая Зубковского
Либретто Мариуса Петипа и Сергея Худекова

Художник-постановщик – Михаил Шишлянников
(по мотивам декораций Адольфа Кваппа, Константина Иванова, Петра Ламбина, Ореста Аллегри)
Костюмы Евгения Пономарёва
Художник по свету – Михаил Шишлянников

Краткое содержание

Действие I
Знатная молодежь возвращается с охоты на тигра. Знаменитый воин Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что будет ее ждать ночью у храма. Торжественным появлением Великого брамина, жрецов и баядерок, служительниц храма, открывается праздник поклонения огню. Кульминация торжества – танец прекрасной Никии. Великий брамин, забыв о священном сане и связанном с ним обете безбрачия, признаётся Никии в любви. Он обещает ей все богатства Индии – всё, чего она пожелает. Но Никия с ужасом отталкивает его. Ночью она тайно приходит на свидание к Солору. Тот клянется баядерке в любви и верности и уговаривает ее бежать с ним туда, где их никто не знает и где они будут счастливы. Свидетелем пылких объяснений оказывается Великий брамин, он задумывает месть влюбленным.
Раджа Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой храбрейшего воина – Солора. Гамзатти счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести, однако он любит Никию и дал ей клятву верности!
Для того чтобы совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты, во дворец приглашают Никию. Появляется и Великий брамин. Рассчитывая погубить соперника, он рассказывает радже о любви Никии и Солора. Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин не ожидал такой развязки, он грозит радже карой богов за смерть баядерки, однако Дугманта неумолим.
Гамзатти подслушала этот разговор. Она приказывает невольнице привести Никию и как будто случайно показывает ей портрет своего жениха. Никия в отчаянии, она протестует: Солор любит только ее и только ей будет принадлежать. Гамзатти требует от Никии, молит ее отказаться от Солора, но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с любимым. В гневе Никия заносит над соперницей кинжал, и только служанка спасает Гамзатти от смерти.

Действие II
Площадь перед дворцом раджи. Свадьба Гамзатти и Солора. Танцующей Никии подносят корзину цветов, из которой выползает змея и смертельно жалит баядерку. Великий брамин обещает Никии противоядие, если она забудет Солора. Однако Никия остается верна своей любви и умирает.

Действие III
Солор безутешен. Его мучает раскаяние. Магедавея, пытаясь отвлечь юношу от тяжелых дум, зовет заклинателя змей. Под звуки флейты Солор забывается сном.
Перед Солором из мрака появляются тени мертвых. Длинной вереницей спускаются они с горных уступов. Он видит Никию среди них. Она зовет его…

«Баядерка» – один из самых популярных балетов классического наследия. История любви, рассказанная трепетными танцевальными дуэтами и пантомимными диалогами, развернутыми кордебалетными ансамблями и эффектными танцами солистов. Красочное масштабное полотно, сотканное сложнейшим хореографическим текстом, «Баядерка» – это экзамен на профессионализм, балеринский и премьерский блеск и актерское мастерство для исполнителей. Мариус Петипа сочинил этот спектакль в 1877 году для бенефиса виртуозки Екатерины Вазем, стараясь максимально полно и в достойной оправе представить талант своей любимой балерины.
Танцевальную поэму Петипа складывал исходя из сюжета о любви знатного индийского воина и храмовой танцовщицы. Экзотический колорит стал залогом зрелищности, а мелодраматичная история обманутой любви, типичная для театральной сцены середины XIX века, незатейливая в словесном изложении, в хореографических откровениях Петипа наполнилась глубиной, нюансами, обобщениями. Cо временем изменилась конструкция спектакля, выстроенная гениальным чутьем хореографа, который умел в нужной пропорции смешивать парадную дивертисментность дворцового праздника и пронзительный надрыв трагического монолога покинутой героини, напряженную эмоциональность пантомимного изображения земных событий и отстраненность классического танца в царстве теней.
В ХХ веке «Баядерка» «похудела» на целый акт – рационализм советского взгляда на мир отверг простодушно бутафорское изображение возмездия за клятвопреступничество, а с финальным крушением дворца из спектакля исчезла и драматургическая и танцевальная развязка. Оставшиеся в балете реалии театрального XIX века, плюшевые тигры и слоны на колесиках, сегодня выглядят умилительно забавно, но их незатейливая конкретика оттеняет вневременную гармонию акта теней, чарующего шедевра Петипа, в котором его гений как никогда был близок к абсолюту. Ольга Макарова


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)