Продолжительность спектакля 40 минут
Спектакль идет без антракта
Жанр монооперы проник в советскую музыку во второй половине 1960-х и в два последующих десятилетия пережил пышный расцвет. Это явление легче всего объяснить эффектом «Человеческого голоса»: музыкальная трагедия Франсиса Пуленка, сорокаминутный телефонный разговор для сопрано с оркестром, впервые была исполнена в Москве в сезоне 1965/66 и пользовалась большим успехом. Однако еще раньше, в 1963-м, студент Московской консерватории Юрий Буцко написал монооперу «Записки сумасшедшего» на текст гоголевской повести. В исполинский дворец советской оперы, стесняясь, вошел одинокий маленький человек, – вместе с ним на оперную сцену проникли заметки, записки, письма и дневники.
В 1969 году Григорий Фрид пишет оперу «Дневник Анны Франк», а еще через шесть лет – «Письма ван Гога». В качестве симметричного ответа Буцко сочиняет оперу «Из писем художника» (1978), обращаясь к эпистолярному наследию Константина Коровина. К 1972 году относятся «Письма любви» Виталия Губаренко – он же в 1993-м напишет «Одиночество» по мотивам «Писем к незнакомке» Мериме. В 1985-м проходит премьера «Ожидания» Микаэла Таривердиева (заглавие точно совпадает с названием экспрессионистской монодрамы Арнольда Шёнберга, но музыкальный язык диаметрально противоположен шёнберговскому).
Жанр монооперы неслучайно расцвел в эпоху застоя с ее пафосом тихого, интимного высказывания (песня со словами «Давайте негромко, давайте вполголоса» появилась именно тогда), с ее интересом к жизни рядовых, ничем не выдающихся людей, с ее тоской по человеческому голосу.
Антонио Спадавеккиа (1907–1988) обратился к жанру монодрамы в 1974 году, будучи автором девяти больших оперных партитур. В камерной опере он словно искал выхода из круга монументальных, космических тем: в числе его предыдущих опер – «Хождение по мукам» по Алексею Толстому, сверхпопулярный при жизни автора «Овод» по роману Этель Войнич, трилогия «К звездам», среди героев которой фигурировали Циолковский и Кибальчич.
«Письмо незнакомки» написано по мотивам одноименной новеллы Стефана Цвейга (1922). Ее герой, известный беллетрист и любимец женщин, получает письмо без подписи и обратного адреса: «Тебе, никогда не знавшему меня». Дочитав послание незнакомки, он ощущает «дыхание смерти» и думает «об ушедшей жизни», хотя герою в момент повествования исполняется всего 41 год. Спадавеккиа снимает эту сюжетную рамку и фокусирует внимание на письме. Опера – это монолог женщины, посвятившей жизнь единственному человеку и не смевшей приблизиться к нему; женщины, так и не узнанной своим кумиром – отцом своего ребенка; женщины, только что потерявшей любимого сына и готовящейся к собственной смерти.
Музыкальный язык «Письма незнакомки» эклектичен: в нем ощущаются романсовые корни, влияние советской эстрадной песни и киномузыки (Спадавеккиа сам много работал для кино). Прошивающий музыкальную ткань оперы вальсовый ритм оборачивается в разных эпизодах то легким вальсом-бостоном, то взвинченным «большим» оперным вальсом. Экспрессивная подача материала и дробная «киномонтажная» структура заставляют вспомнить об операх Прокофьева, учеником которого справочные издания числят Спадавеккиа.
В постановке Мариинского театра единая партия сопрано поручена трем солисткам. Каждой из них доверен крупный эпизод, связанный с возрастом героини: время первого детского восторга (в либретто – от 13 до 16 лет), пора мучительной разлуки с любимым (от 16 до 18) и последние годы жестокого ожидания, когда «в глубине души таилась детская мечта, что ты позовешь меня хотя бы на час».
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)