Продолжительность спектакля 40 минут
Спектакль идет без антракта
«Как музыкант-профессионал, я убежден: классическая музыка, да и вообще любая настоящая музыка заставляет юное существо собраться, заглянуть в себя – ведь у ребенка огромный, интересный духовный мир, ничуть не уступающий духовному миру взрослого человека. Настоящая музыка способна пробудить этот мир». Высказывание композитора Сергея Баневича – ключ к его творчеству. Свое дарование он посвятил детям. «Писать для детей оперы и оперетты, основанные на современных интонациях. Использовать при этом опыт С.С. Прокофьева, но объединять его завоевания с музыкой современного быта, взяв лучшее, что в ней есть» – так композитор определяет поставленную себе задачу.
Сергей Петрович Баневич родился 2 декабря 1941 года в городе Оханске Пермской области, куда его семья была эвакуирована в начале Великой Отечественной войны. По возвращении в Ленинград мальчик занимался в районной музыкальной школе, затем в Музыкальном училище при консерватории в классе Галины Уствольской. С 1961-го по 1966 год Баневич обучался на композиторском факультете Ленинградской консерватории (класс профессора Ореста Евлахова).
Музыку для детей Баневич начал писать в самом начале творческого пути. Среди его сочинений – оперы «Белеет парус одинокий», «Фердинанд Великолепный», «История Кая и Герды», «Городок в табакерке», «Двенадцать месяцев», «Как включали ночь», «Наши с Вовкой разговоры» и «Девочка со спичками», концертная опера «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева». Успехом у детской аудитории пользовались его радиооперы и радиооперетты – «О Толе, Тоболе, невыученном глаголе…», «Солнышко и снежные человечки», «Стойкий оловянный солдатик». Также Баневич – автор балетов «Русалочка», «Дюймовочка», «Бэмби», оперетт и мюзиклов «Приключения Тома Сойера», «Сорочинская ярмарка», «Месс Менд», «Судьба барабанщика», «Остров сокровищ». В драматических и кукольных театрах шли спектакли с музыкой Баневича: «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Медвезайцы» и «Серая шейка». Сергей Баневич не забывает и самых маленьких театралов. «Опера про кашку, кошку и молоко» написана по сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка (либретто Татьяны Калининой). По словам композитора, «это опера-игра для младших зрителей: они здесь знакомятся с ариями, дуэтами, квартетами и другими оперными ансамблями… Все персонажи немного хвастливы, самонадеянны, а порой и вздорны (за исключением Скворца – правдолюбца). Но сказка согрета улыбкой Мамина-Сибиряка, утверждает светлые и добрые чувства».
За дуэтом и сценой Кашки и Молока следует ариозо Кошки, а затем квартет (к персонажам подключается Скворец). Дети знакомятся с речитативом Кошки, обязательными в опере балетными сценами (Танец Кошки, Кашки и Молока), трио Кошки, Молока и Скворца, дуэтом Кашки и Кошки, ариозо Скворца… Финальный хор объединяет всех участников представления: «А те, кто знает вкусы кошек и с ними хорошо знаком, под дверью ставьте миски с кашей, а также блюдца с молоком».
Премьера оперы Баневича состоялась в 1988 году в Детском музыкальном театре «Вокруг рояля» (Санкт-Петербург). Спектакль поставлен в Воронеже, Череповце и Гатчине. Иосиф Райскин