Мировая премьера: 14 декабря 1918 года, Метрополитен-опера, Нью-Йорк
Премьера в Мариинском театре и премьера постановки: 17 апреля 2003 года
Продолжительность спектакля 55 минут
Действие одноактной оперы «Сестра Анжелика» происходит в женском монастыре; неудивительно, что в этом сочинении ни разу не солирует мужской голос. Впрочем, ничто не мешало Джакомо Пуччини и его либреттисту Джоваккино Форцано ввести в сюжет, к примеру, фигуру какого-нибудь падре или оставленного в миру возлюбленного. Однако Пуччини сознательно написал сугубо женскую оперу, причем не только в тесситурном отношении: «Сестра Анжелика» – музыкальная драма о женской психике, о тайне «вечно женственного», о силе женского чувства, но не любовного, а материнского.
Изолированное монастырскими стенами сестричество сначала предстает в виде группового портрета. Майский день, сад с фонтаном, птицы и колокольный звон: на первых порах обитель кажется раем на земле. Постепенно фокус сужается, проступают типажи и индивидуальности. Наконец, в центре внимания оказывается сестра Анжелика – дочь благородных родителей, когда-то опозорившая семью незаконной связью. Нежная, пасторальная, порой совершенно импрессионистская звукопись сменяется напряженной психологической дуэлью, за которой следует потрясающе экспрессивный монолог матери, во второй раз – уже безвозвратно – потерявшей своего ребенка, а с ним и смысл жизни.
Сквозь всю оперу проходит тема вины и прощения: от очаровательных шалостей (вроде хихиканья на службе и роз в рукаве), ценой которых становится молитвенный «наряд вне очереди», до тягчайшего греха самоубийства, искупленного муками героини и ее любовью к сыну. Женщина, лишенная сострадания, – Княгиня – превращается в оружие ада; ей противостоит совершенный в своей всепрощающей любви небесный образ Богоматери. Эмоциональная амплитуда оперы колоссальна, сопротивляться силе ее воздействия бесполезно, слезы в зале неизбежны – как того и хотел Пуччини.
В работе над партитурой композитор использовал все богатство звуковой палитры начала ХХ века, включая роскошный позднеромантический оркестр с челестой, арфой, колоколами и органом. Прозрачные камерные эпизоды чередуются с моментами захватывающих тутти; необходимый католический антураж создают отзвуки григорианского хорала. Главное сокровище оперы – ария сестры Анжелики Senza mamma, одна из самых красивых сопрановых арий в мировом репертуаре.
Остается только догадываться, почему публика не сразу оценила достоинства «Сестры Анжелики»: на премьере, состоявшейся в Метрополитен-опере 14 декабря 1918 года, ее затмили остальные части пуччиниевского «Триптиха» – «Плащ» и «Джанни Скикки». Автор же считал ее лучшей из трех.
В Советском Союзе «Сестра Анжелика» оказалась под запретом из-за религиозных мотивов в сюжете; исполнялись лишь первая и третья части «Триптиха». В 2003 году в Мариинском театре – впервые в России – пуччиниевская триада была поставлена целиком. Авторы спектакля – соотечественники авторов оперы – избежали малейшего мелодраматизма и сентиментальности. Это монохромная, минималистичная постановка, где монастырь больше напоминает тюрьму: ни роз, ни фонтана, только голые серые стены. Сестры с самого начала разобщены: даже беседуя, они остаются в отдалении друг от друга, каждая в своем одиночестве. Холодная сценография контрастирует с яркой эмоциональностью пуччиниевской музыки. Постановщики (режиссер Вальтер Ле Моли, художник Тициано Санти, музыкальный руководитель Джанандреа Нозеда) напоминают зрителю, что опера про монастырь XVII века создавалась в годы Первой мировой войны, в момент исторического катаклизма, когда утрата самого дорогого – родных людей, смысла жизни – стала горькой современной реальностью. Христина Батюшина
Музыкальные материалы предоставлены G. Ricordi & Co. Bühnen- und Musikverlag GmbH, Берлин (Германия)
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)