Царевна Ненаглядная Краса – Анна Денисова
Кащей Бессмертный – Александр Тимченко
Кащеевна – Екатерина Сергеева
Иван-королевич – Владимир Мороз
Буря-богатырь – Глеб Перязев
Мировая премьера: 12 декабря 1902 года, Мамонтовская опера на сцене театра Солодовникова, Москва
Премьера в Мариинском театре: 30 января 1919 года
Премьера постановки: 26 марта 2019 года
Продолжительность спектакля 1 час 10 минут
Исследователи делят оперы Римского-Корсакова на эпические, сказочные, исторические, гоголевские. «Кащей Бессмертный», созданный в 1901–1902 годах, когда композитор уже был автором одиннадцати сочинений в этом жанре, не вписывается ни в одну из категорий. Опера названа автором «осенней сказочкой» (в противоположность «весенней сказке» «Снегурочка»), что указывает на ее мрачный колорит, необычный для композитора, лучшие сочинения которого связаны со светлой, возвышенной лирикой, нередко любовной. Вторая часть авторского комментария не менее интересна: несмотря на фольклорный сюжет, сказочной оперу можно назвать только условно, и Римский-Корсаков сам подчеркивает эту условность – в ироничном обозначении «сказочка».
Главные герои оперы лишены индивидуальных характеристик, это не столько конкретные личности, сколько символические фигуры. Не случайно в сюжете произведения часто видят политический подтекст, трактуя образ Кащея как олицетворение самовластия и деспотизма. Композитор не отрекался от такой интерпретации, тем не менее это, конечно же, только одна из граней содержания оперы. Парадоксально, но Кащей здесь самый яркий и сценически выигрышный образ. При всей своей мрачности это не стопроцентное зло, а зло в васнецовских серых тонах, которому далеко до инфернальной нежити XX века. Оно не убивает, но только лишает свободы и, возможно, воплощает инертные, сковывающие силы в душе человека. Вот почему ему противопоставлен не Иван-королевич, а Буря-богатырь – символ неуправляемой, иррациональной стихии, лишь временно подчиненной холодному разуму.
Положительные образы в опере скованы, оплетены тенью зла, их лирические излияния отмечены налетом искусственности, как будто живые чувства могут разрушить тщательно сконструированный «осенний» мир. Полагающийся по сюжету катарсис также лишь намечен в финале: после гибели Кащея композитор дает героям пропеть всего несколько строк, а затем завершает оперу. Остающееся ощущение недосказанности – намеренное и представляет собой особый художественный прием, который позволяет сохранить цельность атмосферы произведения. Во многом «Кащей» – экспериментальная опера. Смелость музыкального языка (предельная для композитора, который до самого конца оставался приверженцем «традиционных ценностей» в музыке) сочетается в ней с необычной образной системой и драматургией.
Либретто на сюжет русской сказки было предложено Римскому-Корсакову критиком Евгением Петровским в ноябре 1900 года и заинтересовало композитора, хотя и потребовало значительной доработки. Музыка создавалась с июня 1901-го по март 1902-го, а премьера прошла 12 декабря 1902 года в Частной опере Мамонтова, на сцене театра Солодовникова в Москве. Публика и критики с энтузиазмом приняли сочинение, но открытость политическим интерпретациям не позволила поставить «Кащея Бессмертного» на большой сцене вплоть до 1917-го, когда он наконец прозвучал в Большом театре. В Мариинском театре оперу ставили в 1919 и 1993 годах. Екатерина Юсупова
Почитать об истории спектакля, посмотреть эскизы костюмов и исторические фотографии можно на виртуальной выставке «Римский-Корсаков в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)