Сильфида – Мей Нагахиса
Джеймс – Филипп Стёпин
Эффи – Надежда Гончар
Медж – Елена Баженова
Гурн – Дмитрий Пыхачов
Зрители Театра им. С. М. Кирова (сегодня Мариинский) 1960–1990-х помнят лучезарный танец Светланы Ефремовой, больше 25 лет украшавшей его спектакли. Публику покоряло сценическое обаяние балерины, умение наполнить трогательной теплотой любой образ. А профессионалы и строгие балетоманы ценили безупречную форму, академизм ее танца. Миниатюрная и воздушная, Ефремова с хрустальной легкостью исполняла классические вариации — Маши в «Щелкунчике», Авроры и принцессы Флорины в «Спящей красавице». Выпускница Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой, в классическом гран-па из «Пахиты» она блистала выучкой, а в романтичной «Шопениане» — чувством стиля. Она умела быть невесомой Сильфидой и полной жизни, темпераментной Китри в «Дон Кихоте». Ее Золушка пленяла мягкостью и добротой, а верткая Чертовка в «Сотворении мира» очаровывала огненной энергией и азартом. Ефремова танцевала как классику, так и современный репертуар — роли в спектаклях Константина Сергеева, Игоря Бельского, Олега Виноградова, Натальи Касаткиной и Владимира Василёва. Ведущая солистка театра, она стала одной из тех, кто определил лицо кировского балета поколения 1970–1980-х.
Премьера – 28 ноября 1836 года, Королевский датский балет, Копенгаген
Премьера в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинском) – 1 декабря 1981 года
Продолжительность спектакля 1 час 40 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Манифест балетного романтизма, «Сильфида» была создана в 1832 году хореографом Филиппом Тальони для его дочери, Марии Тальони, и стала одним из главных спектаклей ее жизни, открывшим ей путь к признанию, сделавшим ее имя легендарным. В этом балете она впервые поднялась на пуанты не ради удивления публики, а во имя художественной идеи: едва касаясь сцены кончиками пальцев, она создавала образ девы воздуха, зовущей прочь от земли, от прозы быта. Легкая, утонченная Тальони, словно преодолевая силу земного притяжения, своим танцем воплощала мир грез. Воздушность ее танца подчеркивал и костюм: летящий газовый тюник создавал ощущение невесомости, а белый цвет открытого платья подчеркивал свободу от земных страстей. Танец населявших фантастический мир небесных подруг Сильфиды был начисто лишен бытовых примет. Тогда как танцевальные характеристики персонажей реального мира – шотландских крестьян, одетых в яркие национальные костюмы – строились на основе народной хореографии. Манящему, прекрасному миру мечты, воспетому классическим танцем сильфид, хореограф противопоставлял и мрачный гротеск сцены шабаша нечисти: вокруг кипящего котла плясали ведьмы, вампиры, козлоногие карлики, гномы и джины. Из этого котла колдунья Мэдж извлекала роковой шарф – она была призвана разбить мечту романтического героя, устремившегося за прекрасным видением. По законам романтизма идеал недостижим: едва герой, пожелав остановить мгновение и обладать неуловимым, накидывал на плечи Сильфиды шарф, она умирала. Вдохновленные успехом первой «Сильфиды», многие хореографы создавали свои версии этого романтического балета. Младший современник Тальони, датский хореограф Август Бурнонвиль у себя на родине поставил свою «Сильфиду», варьировавшую тот же сюжет, повторявшую отдельные сцены шедевра Тальони, но сочиненную на другую партитуру – Хермана Левенскьольда (тогда как Сильфида Тальони танцевала на музыку Жана Шнейхоффера). Датчане сохранили тот спектакль, и именно он лег в основу постановки «Сильфиды» в Мариинском театре. Ольга Макарова
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)