Китри – Мария Хорева
Базиль – Владимир Шкляров
Гамаш – Дмитрий Пыхачов
Эспада – Роман Беляков
Уличная танцовщица – Мария Буланова
Мерседес – Ольга Белик
Цветочницы: Мария Чернявская, Шамала Гусейнова
Повелительница дриад – Мария Ильюшкина
Амур – Тамара Гимадиева
Вариация – Анастасия Смирнова
«В танцах должна чувствоваться сила, а не усилие», – эти слова Семен Каплан сделал эпиграфом к рукописи о методике преподавания своего учителя Владимира Пономарёва и, очевидно, руководствовался этим утверждением на протяжении всей исполнительской карьеры. В танце Каплана был темперамент, характер – сила и энергетическая мощь ощущались с первого его появления на сцене. Гармонично сложенный красавец-атлет, он с элегантной легкостью справлялся со сложнейшими техническими элементами. Природа щедро одарила артиста балетными данными, и он, воспитав свое тело под руководством педагогов Ленинградского хореографического училища, в Кировском театре радовал публику высоким прыжком с невероятным баллоном (способностью зависать в воздухе) и мягкими приземлениями, стремительными вращениями и удивительной органикой танца. «Его движения и жесты заполняли пространство… не оставляя пустым, необжитым ни одного миллиметра. Ничего не делал ради эффекта, но всё – полновесно, мощно», – восхищались талантом Каплана коллеги.
Придя в театр в 1930-м, на своем без малого тридцатилетним сценическом пути он перетанцевал огромный репертуар: главные партии в классике, в создававшихся в те годы балетах Федора Лопухова, Вахтанга Чабукиани, Ростислава Захарова, Леонида Лавровского, Василия Вайнонена, Нины Анисимовой. И в каждой роли, будь то принц в «Лебедином озере» или «Спящей красавице», темпераментный испанец в «Дон Кихоте», пылкий армянин в «Гаянэ» или революционер Филипп в «Пламени Парижа», Семен Каплан вдумчиво проживал жизнь персонажа, неизменно покоряя партнеров и зрителей обаянием, а его танец отличала культура – позы, жеста, ношения костюма. Ее привили педагоги, носители еще петербургских традиций, заставшие эпоху императорских театров. И Семен Соломонович, завершив исполнительскую карьеру и став репетитором, старался передать эту эстафету вкуса своим подопечным. В Театре им. Кирова он готовил партии с Валерием Пановым, Олегом Соколовым, Сергеем Викуловым, Реджепом Абдыевым, Михаилом Барышниковым, Борисом Бланковым, Вадимом Гуляевым, добиваясь совершенства техники и благородства танцевальной манеры. Своими знаниями и огромной любовью к профессии Семен Соломонович делился и в Ленинградском хореографическом училище им. А. Я. Вагановой: из его класса на ленинградскую сцену вышли Андрей Гарбуз, Владимир Пономарёв, Юрий Фатеев. Сегодня ученики Каплана – репетиторы нового поколения артистов, а значит, не прерывается связь с золотой эпохой ленинградского мужского танца, славу которой во многом составил талант Семена Каплана.
Премьера балета в хореографии Мариуса Петипа – 14 декабря 1869 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в хореографии Александра Горского – 6 декабря 1900 года, Большой театр, Москва
Премьера версии Александра Горского в Мариинском театре – 20 января 1902 года
Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Доставшийся нам в наследство от золотого века классического балета «Дон Кихот» – яркий образец балетной Испании с зажигательными ансамблевыми танцами, кастаньетами, веерами, юбками в горох, розами и гребнями в женских прическах.
Несмотря на название, это не интерпретация романа Сервантеса. Основой сюжета и поводом для танцев стал лишь один эпизод из многочисленных приключений хитроумного идальго – история о несостоявшейся свадьбе богача Камачо (в балете – Гамаш) с красавицей Китерией (Китри), возлюбленной деревенского юноши Басилио (Базиль). И Дон Кихот в спектакле – далеко не главный герой по балетным меркам, его роль – пантомимно-пешеходная, а все танцевальные свершения отданы другим персонажам.
Праздничный, увлекающий темпераментом и виртуозностью спектакль был поставлен в 1900 году (а в 1902-м перенесен из московского Большого в Мариинский театр) Александром Горским по мотивам одноименного балета Мариуса Петипа, украшавшего петербургскую афишу с 1871 года. Молодой и пылкий хореограф Горский на заре ХХ века был очарован идеями Станиславского (только что открывшего Московский художественный театр) и во имя «жизненной правды» в балете превратил симметричный кордебалет, привычный для постановок своего старшего коллеги Петипа, в играющую, переживающую, веселящуюся толпу. Первые зрители спектакля вспоминали: «На площади эта живая страстная толпа заставляет верить до полнейшей иллюзии в солнце, под которым так хочется влюбляться, дразнить друг друга, гоняться за убегающей, прячущейся за веером красавицей...»
Сохранив в своей версии контуры либретто, написанную Минкусом для Петипа музыку и многие хореографические куски, Горский пересмотрел некоторые сцены существовавшего спектакля. Современный «Дон Кихот» – пожалуй, чемпион балетного репертуара по танцевальной разноголосице: он хранит голоса Мариуса Петипа, Александра Горского, Федора Лопухова, в 1923-м сочинившего «в духе фольклора» испанское фанданго, и Нины Анисимовой, в 1946-м добавившей свой цыганский танец. Да и многие танцовщики-исполнители партии Базиля вполне могут считаться соавторами хореографии главного персонажа – не раз индивидуальные придумки и трюки, призванные во всем блеске раскрыть возможности артиста, закреплялись в тексте вариаций. Для солистов «Дон Кихот» – это не только планка виртуозности, это и возможность окунуться в стихию игры, где даже небольшая роль способна расцвести целым букетом юмористических красок. А зрителей этот спектакль, в котором на равных соседствуют жанрово-бытовые сценки, характерная хореография и чистая классика, неизменно очаровывает щедрой танцевальностью и атмосферой беззаботной праздничности. Ольга Макарова
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)